Последнее обновление

(2 часа назад)
RSF предупреждает: Трамп замораживает глобальную помощь, угрожая независимым СМИ

Президент США Дональд Трамп заморозил миллиарды долларов глобальной помощи, включая более 268 миллионов долларов, выделенных Конгрессом на поддержку независимых СМИ и свободного потока информации, что вызвало осуждение со стороны защитников свободы прессы. Организация «Репортеры без границ» (RSF) предупредила, что это решение поставило НПО, СМИ и журналистов в неопределенность, призвав международных доноров вмешаться для поддержки независимой журналистики.

После заявления Трампа Агентство США по международному развитию (USAID) находится в смятении. Его веб-сайт заглох, его официальные аккаунты в социальных сетях были приостановлены, а штаб-квартира закрыта, а персоналу было приказано оставаться дома. Илон Маск, которого Трамп назначил главой полуофициального Департамента эффективности правительства, назвал USAID «преступной организацией», заявив: «Мы закрываем его». Несколько часов спустя государственный секретарь Марко Рубио объявил, что он назначен исполняющим обязанности директора USAID, намекнув, что его операции будут переданы Государственному департаменту.

Журналисты и СМИ остались в подвешенном состоянии

Заморозка заставила независимые СМИ по всему миру искать решения. Организации, зависящие от финансирования США, такие как Международный фонд поддержки СМИ, а также более мелкие издания, работающие в репрессивных условиях, таких как Иран и Россия, сообщили о немедленном кризисе.

«Прекращение финансирования американской помощи создает хаос во всем мире, особенно в журналистике», — заявил исполнительный директор RSF USA Клейтон Ваймерс. «Эти замороженные программы оказывают решающую поддержку прозрачности СМИ и демократии. Трагическая ирония в том, что этот шаг создает вакуум, который играет на руку пропагандистским сетям и авторитарным режимам».

USAID исторически поддерживало независимые СМИ в более чем 30 странах, хотя полное влияние заморозки финансирования остается неясным. Многие пострадавшие организации неохотно высказывались, опасаясь долгосрочных рисков финансирования или политических репрессий. Согласно ныне удаленному брифингу USAID, агентство финансировало обучение и поддержку 6200 журналистов в 2023 году, помогало 707 независимым информационным агентствам и поддерживало 279 организаций гражданского общества, сосредоточенных на укреплении независимости СМИ.

Средства массовой информации столкнулись с немедленным закрытием

Несколько медиаорганизаций уже были вынуждены приостановить свою деятельность.

«У нас запланирована публикация контента до конца января, но после этого, если мы не найдем решения, мы больше не сможем публиковать материалы», — рассказал журналист белорусского издания в изгнании, пожелавший остаться неназванным.

В Камеруне заморозка финансирования вынудила DataCameroon, независимое издание в экономической столице Дуале, остановить несколько проектов, включая один, посвященный безопасности журналистов, и другой, освещающий предстоящие президентские выборы в стране. Иранская медиаорганизация в изгнании была вынуждена приостановить контракты с персоналом на три месяца и резко сократить зарплаты, чтобы остаться на плаву.

«Если мы уйдем из сети, у них появится больше власти», — предупредил иранский журналист в изгнании, имея в виду способность иранского правительства заполнять пустоту в СМИ государственной пропагандой.

USAID: ключевой спонсор украинских СМИ

Заморозка особенно встревожила украинские СМИ, которые в значительной степени зависят от международной помощи. По данным RSF, девять из десяти украинских СМИ получают иностранную помощь, а USAID является основным донором.

«В Slidstvo.Info это затронуло 80% нашего бюджета», — заявила Анна Бабинец, соучредитель и генеральный директор независимой платформы журналистских расследований.

Бабинец предупредил, что риск заключается в том, что этим финансовым вакуумом могут воспользоваться субъекты, стремящиеся повлиять на редакционную политику.

«Некоторые СМИ могут закрыться или быть выкуплены бизнес-магнатами или олигархами. Я считаю, что российские деньги начнут поступать. И, конечно, государственная пропаганда будет набирать силу», — сказала она.

RSF уже выявила попытки дезинформации, включая сфабрикованное видео, ложно приписываемое организации, в котором говорилось, что RSF приветствует заморозку финансирования USAID, однако это утверждение она категорически отрицает.

Глобальный поиск альтернативного финансирования

Резкое сокращение помощи со стороны США подчеркивает финансовую уязвимость независимых СМИ по всему миру.

«Заморозка USAID — лишь вершина айсберга, она иллюстрирует всю серьезность кризиса», — заявил Олег Деренюха, главный редактор украинского издания «НикВести», базирующегося в Николаеве.

С 2024 года украинские СМИ столкнулись с сокращением донорской поддержки, что все больше затрудняет финансовую устойчивость. Даже небольшое сокращение финансирования может иметь огромные последствия. RSF оценивает, что восстановление независимого медиа-сектора Украины, ослабленного полномасштабным вторжением России в 2022 году, потребует не менее 96 миллионов долларов в течение трех лет.

За пределами Украины СМИ в других регионах также испытывают трудности. Спорный закон Грузии об иностранном влиянии, созданный по образцу российского законодательства, поставил под угрозу многочисленные независимые СМИ, а премьер-министр страны открыто восхваляет решение Трампа.

Неопределенное будущее поддержки СМИ со стороны USAID

Администрация Трампа заявила, что приостановка помощи продлится не менее 90 дней, но некоторые опасаются, что она может стать постоянной.

«Это может быть долгосрочное закрытие», — предупредила Катерина Абрамова, директор по коммуникациям Meduza, известного российского независимого новостного издания. «Изгнанные СМИ находятся в еще более уязвимом положении, чем другие — мы не можем монетизировать свою аудиторию, а краудфандинг имеет ограничения, особенно когда пожертвования Meduza считаются преступлением в России».

С внезапным замораживанием финансирования со стороны США многие СМИ и журналисты столкнулись с экзистенциальным кризисом. Для тех, кого это коснулось, обеспечение альтернативных источников финансирования стало неотложным приоритетом.

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей