Последнее обновление

(1 минуту назад)
Семья проезжает в конной повозке мимо разрушенной мечети в Бейт-Лахии, Газа, 29 января. - Jehad Alshrafi/AP

Семья проезжает в конной повозке мимо разрушенной мечети в Бейт-Лахии, Газа, 29 января. - Jehad Alshrafi/AP

CNN: Президент Дональд Трамп во вторник заявил, что Соединенные Штаты “захватят контроль” над сектором Газа — возможно, с помощью американских войск, — в то время как живущие там палестинцы должны уйти, что является ошеломляющим предложением, которое кардинально переориентирует Ближний Восток и подвергнет население численностью более миллиона человек дальнейшему перемещению.

“США захватят сектор Газа, и мы тоже поработаем с ним”, - заявил Трамп во время совместной пресс-конференции со своим израильским коллегой Биньямином Нетаньяху, позже описав свое видение этого района как новой “Ривьеры”.

“Мы будем владеть этим и отвечать за обезвреживание всех опасных неразорвавшихся бомб и другого оружия на месте, за выравнивание территории и избавление от разрушенных зданий“, — сказал он.

На вопрос, готов ли он направить американские войска, чтобы заполнить вакуум безопасности в Газе, Трамп не исключил этого.

 “Что касается Газы, мы сделаем то, что необходимо. Если это будет необходимо, мы это сделаем. Мы собираемся взять на себя ту часть территории, которую собираемся развивать”, - сказал он.

Комментарии Трампа - это знаковое заявление действующего американского президента, особенно того, кто пришел к политической власти в Соединенных Штатах благодаря своей критике самых продолжительных войн Америки на Ближнем Востоке и обещаниям вернуть американские инвестиции своим гражданам. Оно поднимают множество вопросов о том, как будет происходить захват земли Трампом, каковы будут его юридические полномочия и кто будет оплачивать эти усилия.

“Я действительно вижу долгосрочную позицию собственника, и я вижу, что это принесет большую стабильность в эту часть Ближнего Востока, а возможно, и на весь Ближний Восток”, - сказал Трамп журналистам в Восточном зале Белого дома. Позже он сказал: “Это решение было принято нелегко. Всем, с кем я разговаривал, нравится идея о том, что Соединенные Штаты будут владеть этим участком земли, развивать его, создавать тысячи рабочих мест, превращая его во что-то великолепное”.

В регионе найдутся многие, кто выступит против плана Трампа, несмотря на его заявление о том, что всем его собеседникам этот план нравится. Египет и Иордания уже отвергли идею о приеме дополнительных палестинских беженцев, опасаясь дестабилизации и опасаясь, что им никогда не позволят вернуться домой.

Трамп предположил, что это именно то, что он себе представлял: будущее в секторе Газа, в котором палестинцы практически не участвуют.

“Я не думаю, что людям следует возвращаться в Газу”, - сказал Трамп в Овальном кабинете ранее в тот же день. “Я слышал, что Газе очень не повезло с ними. Они живут как в аду. Они живут так, как будто живут в аду. Газа - это не то место, где должны жить люди, и единственная причина, по которой они хотят вернуться, и я в это твердо верю, заключается в том, что у них нет альтернативы”.

Позже он добавил, что палестинцы могут быть среди тех, кто вернется в Газу, но он ясно дал понять, что не рассматривает сектор как место постоянного проживания для них.

“Палестинцы тоже. Там будут жить палестинцы. Там будет жить много людей”, - сказал он.

Трамп, бывший застройщик, заявил во время своей пресс-конференции, что он изучал этот вопрос “внимательно, в течение многих месяцев”.

Эти комментарии последовали за его предложением, высказанным ранее в тот же день, о том, чтобы жители Газы переехали в новое место, предоставленное одной или несколькими странами Ближнего Востока.

 “Я имею в виду, что они там, только потому, что у них нет альтернативы. Что у них есть? Сейчас это большая груда обломков”, - сказал Трамп за несколько минут до того, как принять Нетаньяху для переговоров в Овальном кабинете.

Предложение Трампа о том, чтобы жители Газы навсегда покинули сектор Газа, является провокационной позицией, которая расположит к нему самых консервативных политиков Израиля, но, как правило, не вызывает энтузиазма у соседей Израиля, которые заявили, что не желают принимать новых палестинских беженцев из анклава.

Сначала во вторник Трамп назвал этот вопрос гуманитарным, заявив, что невозможно поверить, что кто-то захочет остаться на истерзанной войной территории.

“Почему они должны хотеть вернуться? Это место было настоящим адом”, - сказал Трамп, не обращая внимания на репортера, который воскликнул: “Потому что это их дом".

Вместо Газы он предложил предоставить палестинцам “хороший, свежий, красивый участок земли” для проживания.

Нетаньяху, сидевший рядом с Трампом в Овальном кабинете, улыбался, пока Трамп говорил. Израильский лидер, испытывающий противоречивое внутреннее давление, прибыл в Вашингтон, чтобы точно выяснить позицию Трампа по следующему этапу прекращения огня в Газе.

Однако сдержанные взгляды Трампа на Газу как на постоянное место жительства палестинцев наверняка послужили на руку крайне правым союзникам израильского лидера, которые призвали Нетаньяху отказаться от временного перемирия, заключенного в прошлом месяце.

 ‘Трудно понять и переварить"

Два арабских чиновника выразили недоумение, озабоченность и пессимизм сразу после неожиданных заявлений Трампа.

Это было “грубо, необработанно, трудно понять и переварить”, - сказал один из чиновников, добавив, что им “нужна ясность и дальнейшее развитие, чтобы их поняли".

Другой чиновник заявил, что комментарии могут поставить под угрозу хрупкое соглашение о прекращении огня в Газе, подчеркнув, что “такие предложения имеют серьезные последствия для жизни и достоинства палестинского народа, а также для Ближнего Востока в целом”.

“Реальность такова, что 1,8 миллиона человек в Газе будут сопротивляться такой инициативе и откажутся уезжать”, - сказал дипломат. “Саудовская Аравия вряд ли будет стремиться к миру в этих обстоятельствах, а другие страны могут пересмотреть свои обязательства по Авраамским соглашениям“.

Тем временем комментарии Трампа вызвали скептицизм у законодателей Конгресса, в том числе у некоторых членов его собственной партии.

“ Посмотрим, что скажут по этому поводу наши арабские друзья. Я думаю, что большинство жителей Южной Каролины, вероятно, не были бы в восторге от отправки американцев захватывать Газу”, - сказал сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм. - Я думаю, что это может быть проблематично. Но я буду смотреть на это непредвзято”.

Заявление американского президента о том, что сектор Газа является территорией США, вряд ли убедит ХАМАС немедленно вернуться за стол переговоров.

Трамп заявил, что он по-прежнему полон решимости освободить оставшихся заложников в Газе. ”Мы хотели бы освободить всех заложников, и если мы этого не сделаем, это просто сделает нас более жестокими”, — сказал он.

Трамп поставил себе в заслугу соглашение о заложниках в обмен на прекращение огня, заключенное за несколько дней до его вступления в должность, и даже официальные лица в уходящей администрации Байдена признали, что скорый приход к власти Трампа помог оказать давление на Израиль и ХАМАС.

Нетаньяху, возможно, стремясь расположить к себе принимающую сторону, высоко оценил усилия Трампа.

“Я думаю, что президент Трамп приложил большие усилия и стал мощным лидером в этих усилиях”, - сказал Нетаньяху в Овальном кабинете.

Но, несмотря на все его усилия по подписанию соглашения, Трампу все равно нужно будет контролировать оставшиеся два этапа трехэтапного плана.

“Посмотрим, что произойдет. Мы имеем дело с очень сложными людьми, но сделка, безусловно, может быть заключена”, - сказал он.

Трампу и Нетаньяху было что обсудить, помимо непосредственного вопроса о соглашении о прекращении огня.

Существует перспектива более широкой нормализации отношений между Израилем и его арабскими соседями, главным образом Саудовской Аравией, к чему стремился бывший президент Джо Байден до терактов 7 октября 2023 года. Трамп, который открыто мечтает о Нобелевской премии мира, может увидеть в этом свою возможность, которая может изменить весь Ближний Восток и создать новый оплот против Ирана, общего врага Иерусалима и Эр-Рияда.

Не ясно, будут ли полезны комментарии,  сказанные им во вторник. В заявлении, опубликованном на сайте X после выступления Трампа, Министерство иностранных дел Саудовской Аравии подтвердило свою давнюю позицию о том, что оно не будет стремиться к нормализации отношений с Израилем без гарантий создания палестинского государства.

“Саудовская Аравия продолжит свои неустанные усилия по созданию независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и не будет устанавливать дипломатические отношения с Израилем без этого”, - говорится в заявлении.

Люди размахивают израильскими национальными флагами, когда военный вертолет с четырьмя недавно освобожденными израильскими заложниками приземляется в больнице Бейлинсон в Петах-Тикве, Израиль, 25 января. - Йосси Замир/AFP/Getty Images

Сложные отношения

Заинтересован ли Нетаньяху в дипломатии – или же он вместо этого рассматривает прибытие Трампа в Вашингтон как момент для принятия решительных мер против Ирана, возможно, даже для прекращения его ядерной программы, – еще предстоит выяснить.

В преддверии своего приезда Нетаньяху высказывал предположения, что он может использовать переговоры, чтобы подстегнуть Трампа к прямому удару, воспользовавшись моментом, когда иранские прокси силы уничтожены, ядерные амбиции Ирана, похоже, усиливаются, а у него более дружественные связи с Вашингтоном.

Перед приездом Нетаньяху Трамп подписал директиву, разрешающую жесткий подход к Ирану, призванный не допустить получения страной ядерного оружия, а также предупреждающую об “уничтожении“ в случае его убийства агентами Тегерана.

Трамп сказал, что он оставил инструкции для своей команды о том, как реагировать, если он станет жертвой иранского заговора с целью убийства.

“Я оставил инструкции”, - сказал Трамп. “Если они это сделают, они будут уничтожены”.

Визит Нетаньяху продолжался несколько часов и включал в себя совместную пресс-конференцию, призванную продемонстрировать солидарность Трампа с Израилем.

Однако за вежливостью между двумя политиками скрывается то, что их отношения гораздо сложнее, чем иногда кажется, — ведь от слов Трампа потенциально зависит не что иное, как будущее Ближнего Востока.

В преддверии выборов в ноябре прошлого года среди команды Байдена не было сомнений в том, что Нетаньяху выступает за победу Трампа, полагая, что у него будут гораздо более широкие полномочия от американского правительства для достижения своих военных целей при Трампе, а не при тогдашнем вице-президенте Камале Харрис.

И эти прогнозы не были ошибочными.

Трамп уже отменил запрет на поставки тяжелых бомб в Израиль, отказавшись от одной из немногих мер политики эпохи Байдена, направленных на оказание давления на Израиль в условиях войны в Газе.

1 отзыв

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей