Meydan TV
14 июля 2020 года произошло поразительное событие в истории независимого Азербайджана, свидетельствующее о глубоком духовном кризисе всех его элит. Вечером этого дня тысячи людей стали стекаться на площадь Азадлыг, протестуя против очередного акта агрессии Армении. Затем нарастающая по численности толпа стала продвигаться к Аллее Шехидов, заполнив площадь перед Милли Меджлисом и примыкающие к ней улицы. На этот момент можно было смело говорить о десятках тысяч митингующих и это число в течение ночи 14 и утра 15 (03 часа) только росло. Несмотря на обещания (в основном – слухи) к митингующим никто так и не вышел, никто к ним не обратился, если не считать неофициальные слова министра обороны о том, что все должны расходиться по домам, а утром явиться в свои военкоматы и записаться добровольцами для участия в военных действиях.
Чрезвычайность ситуации заключается в том, что народ в критический момент остался без своей элиты, ее слова, совета, поддержки. Такого почти никогда не было, и именно это -свидетельство глубочайшего духовного кризиса.
Между тем стихийный митинг в поддержку армии становился все более хаотичным: отсутствие отклика породило возмущение, возмущение подстегнуло радикализацию умонастроений, радикализация обернулась рядом беспорядков (перевернутая полицейская машина, попытка самочинного входа в фойе Милли Меджлиса и т.д.), беспорядки привели к традиционной полицейской акции разгона демонстрантов (водометы, газовые шашки и др.) и арестов участников стихийного митинга. А в это время все телеканалы Азербайджана демонстрировали все что угодно, кроме событий, разворачивавшихся в непосредственной близости от государственного телевидения – AzTV. Прямую трансляцию с площади вели неизвестные добровольцы, которых могут обвинить в участии в заранее подготовленной акции, естественно, антиправительственной. Жаль! Мифы и полуправда об организаторах митинга 14-15 июля, как скрытая форма самооправдания спрятавшейся элиты, уже заполонили отечественные СМИ и с разной степенью успеха продаются на внешнем информационном рынке.
В ночь 14 до утра 15 июля была упущена историческая возможность начала консолидации азербайджанского народа со своей элитой: политиками, военными, бизнесменами, духовенством, интеллектуалами от культуры и науки – никто из представителей этих элит не отважился начать диалог с собственным народом. Насколько обоснованы оправдания (пусть и не произнесенные публично), что вести диалог с народом негласно запрещено, а такие попытки караются как покушение на устои государственности? В принципе они верны и подтверждаются десятками примеров чудовищного произвола в отношении организаций и отдельных лиц, отважившихся на «несанкционированные» действия. Однако пришло время, когда карательные меры перестают заканчиваться ожидаемыми последствиями. И прошедший митинг является подтверждением такого вывода.
Но главный вывод заключается в том, что наша элита, все мы не знаем страну, в которой живем. Мы были достаточно ленивы и боязливы для того, чтобы беспристрастно изучать Азербайджан и иметь мужество доносить до общества и государства объективные результаты. Вот почему события, подобные прошедшему митингу, будут всегда непредсказуемы, он неизменно будут шоком, они перерастут в нечто более серьезное и опасное, если… Если мы не начнем меняться. Если мы не осознаем, какой чудовищной угрозе подвергается сегодня азербайджанская государственность, какие риски ожидают нас в ближайшее будущее, какие вызовы нового международного порядка могут обрушиться на нас. Достаточно сказать, что пандемия совпала с новым циклом экономической рецессии, а это значит, что стране предстоит выдержать двойной удар.
Позитивно, что сейчас в стране сложилась уникальная обстановка: большинство общества за перемены, консерваторов, стремящихся заморозить ситуацию, препятствующих любым изменениям, на самом деле, единицы. И мы не имеем права не воспользоваться этим.
Какова цель? Создание самодостаточного государства, способного самостоятельно решать свои локальные, региональные и международные проблемы.
Какими средствами этого можно достигнуть? Какие методы выбрать: политические, экономические, духовные или военные? Методы нужны революционные, но не те, которые до сих пор потрясали общество, загоняя его во все большую несвободу. Нам нужна духовная революция, которая стоит за спиной большинства успешных государств мира: как христианских, так и мусульманских, буддийских, индуистских и других. Наши исламские интеллектуалы должны выяснить, какие мусульманские ценности в наибольшей степени способствуют консолидации общества, становлению позитивной трудовой этике, политическому и экономическому росту. Есть ли такие люди в Азербайджане? Посмотрим, последует ли ответ из среды религиозных интеллектуалов, и каким он будет.
Наши интеллектуалы науки, культуры, литературы и искусства должны предложить ценности, способные консолидизировать азербайджанцев страны и диаспоры. Подождем ответ.
Наши интеллектуалы от политики должны внятно объяснить: какую политическую систему они возводят. Будет ли ответ?!
Наши интеллектуалы от экономики должны объяснить, почему так затянулось первоначальное накопление капитала и что нас ожидает после завершения этого процесса. Ждем ответа.
Все интеллектуалы вместе должны найти причины чрезмерной склонности азербайджанцев к коррупции. Можно ли ответить на этот вопрос?!
Центральной политической фигурой Азербайджана является Президент, именно от него зависит, продолжится ли и как будет развиваться начатая им реформа. Очевидно, что после значительных кадровых назначений следует сосредоточиться на формировании сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властей, которых никогда не было в Азербайджане. Это станет первым необходимым шагом для продолжения масштабной реформы, стратегические направления которой должны стать предметом многочисленных дискуссий, которые могут завершиться общенациональным форумом и программой действий.
Я сознательно прерываю обсуждение необходимых мер, поскольку даже предложенное требует чрезвычайной политической воли и наивысшего духовного напряжения общества и его элит.
Мне приходилось в критические моменты нашей истории несколько раз публиковать похожие обращения. Ответом всегда было общественное молчание. Но оно объяснялось тем, что речь шла о наших внутренних проблемах. Сегодня ситуация принципиально иная: Азербайджан противостоит системным внешним угрозам, направленным в сердце государственности. Молчание в сложившихся условиях – признание своей несостоятельности. Пришло время выбора будущего.
Написать отзыв