Последнее обновление

(7 минут назад)
© Photo / official site of the President of RA

© Photo / official site of the President of RA

После 44-дневной войны, положившей конец 29-летней армянской оккупации части территории  Азербайджана, режим прекращения огня на сложившейся линии соприкосновения огня, включительно  до  апреля, соблюдался сторонами, даже если временами дело доходило до оперативной демаркации отдельных участков границы азербайджанской стороной и пограничных уступок Армении (в Кельбаджаре, Зангелане).  

В конце апреля президент Ильхам Алиев заявил, что  поднимающие в Армении голову реваншистские силы вновь выдвигают территориальные претензии  к Азербайджану. Он имел ввиду заявления кандидата на внеочередных  парламентских выборах  экс-президента Армении Роберта Кочаряна. Он в своей предвыборной кампании  сделал заявление о том, что сможет вернуть армянам Шушу и Гадрут, и поставит вопрос о независимости Карабаха, если победит на выборах. 

Напряженность  на границе вписывается в  программу тех, кто лелеет реванша. И не только поэтому. Тот же Кочарян говорил, что «вполне возможно, что события в Ерасхе готовят почву для мирного договора, который не может быть подписан без признания Арменией территориальной целостности Азербайджана. А это будет означать большой крест на будущем Карабаха".

Стрельба на границе так или иначе совпала с выборами и имеет,  как предвыборный, так  и поствыборный характер. С 26 мая по 4 июня была отмечена первая фаза применения оружия сторонами. Нами зафиксировано 5 таких случаев. Эта вспышка применения оружия  вписывается  в первый тезис Кочаряна о неизбежном возвращении Шуши и Гадрута и реализации идеи независимости Нагорного Карабаха. Затем наступило затишье, которое было нарушено после выборов. С 27 июня по сей день отмечено  10 случаев применения оружия, 2 из которых  в Карабахе. Вторая вспышка стрельбы может быть связана с тезисом Кочаряна, который видит в заключении мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, включающим признание границ советского периода,  потерю Карабаха.      

На сегодняшний день эта тема становится основной проблемой для тех, кто категорически выступает против такого договора и визуально она охватывает так называемые силы реванша, но не исключает наличие таких личностей и групп в окружении Никола Пашиняна. Расчет этих групп строится на как можно большем оттягивании  времени подписания договора до благоприятных  времен. Кочарян в интервью ведущему Первого российского телеканала Познеру заметил, что рассчитывает на некие геополитические изменения, которые могут перечеркнуть соглашение от 10 ноября и запустить конфликт по очередному кругу. Скорее всего,  он  имеет ввиду опыт горбачевской перестройки, которая позволила раскрутить армянское сепаратистское  движение, а также поражение  ГКЧП в 1991 году, что открыло путь к вооруженной борьбе Армении против Азербайджана за Карабах, увенчавшаяся оккупацией 20% территории Азербайджана.  

Реваншисты вполне информированы и осведомлены о международных  усилиях по возобновлению мирного процесса  и  подготовке всеобъемлющего мирного договора. То что процесс запускается, свидетельствуют интенсифицировавшийся контакты Брюсселя, Москвы, Вашингтона со сторонами конфликта сразу же после выборов в Армении, на которых партия войны потерпела  поражение.

В этом преддоговорном контексте следует ожидать различные провокационные действия реваншистов. Их мотивы понятны - отступать некуда. Дело может дойти даже до физического устранения Пашиняна и его единомышленников, как это было в преддверии назревающего армяно-азербайджанского мирного соглашения   в 1999 году,  сорванного расстрелом в парламенте Армении. 

Новый парламент соберется 2 августа для самоутверждения и последующего формирования   нового правительства. Законодательная и исполнительная власть, в которой доминирует партия Пашиняна,  должны будут определить будущую судьбу Армении   и армяно-азербайджанского конфликта. Концептуальные драматические события следует ожидать именно после этого.

Азербайджан

По результатам войны, которая привела к освобождению оккупированных территорий Азербайджана и усилению позиций Алиева, как внутри страны, так и на международной арене, он в первую очередь должен быть заинтересован в скорейшем подписании договора с Арменией, чтобы окончательно закрепить достигнутое.  

В нашем  случае противоречащими этой линии выглядят заявления Алиева об возвращении на исторические земли и восстановление в одностороннем порядке международно-признанных  границ Азербайджанской ССР, правопреемником которой стала современная Азербайджанская Республика.  Скорее всего это вызвано недовольством  попыток  сопредседателей Минской группы ОБСЕ реанимировать переговорный процесс без учета статус-кво, сложившегося после войны. Алиев неоднократно говорил о необходимости пересмотра повестки дня переговоров, которые имелись в наличии накануне войны. Особенно это касается статуса Нагорного Карабаха. По Алиеву нет статуса и нет искусственного географического и административного  образования Нагорный Карабах, созданного большевиками поле развала Российской империи. Алиев желает скорейшего заключения мирного договора и взаимного признания территориальной целостности, но не желает обсуждать статус НК. Это противоречие  также может провоцировать участие в пограничной ситуации.  

Мехман Алиев

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей