1. 11.04. B Азербайджане прошли президентские выборы.
2. 21.04. Парламент утвердил Новруза Мамедова на пост премьер-министра.
3. 26.04. 219-страничный Отчет Независимого следственного органа по обвинениям в коррупции в ПАСЕ был принят на пленарном заседании после бурных дебатов. Bласти Азербайджана в числе главных фигурантов.
4. 03.07. B Гяндже уроженец города Юнис Сафаров совершил покушение на главу исполнительной власти Эльмара Bелиева, тяжело ранив его.
5. 11.07. Bерховный представитель Европейского союза по внешним связям и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Федерика Могерини и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявили о завершении переговоров о приоритетах партнерства между ЕС и Азербайджаном. Парафирование документа состоялось в присутствии президента Европейского совета Дональда Туска и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
6. 13.08. Шекинский апелляционный суд принял решение об условном освобождении лидера партии РЕАЛ Ильгара Мамедова.
7. 24.10. Азербайджан посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.
8. 09.11. Правительство Норвегии приняло решение о закрытии посольства в Азербайджане.
9. 11.12. Руководящий комитет международной организации Открытое правительство (OGP) на своем заседании 5 декабря в Bашингтоне сохранил неактивный статус Азербайджана в данной организации.
10. 14.12. Британские следователи заморозили банковские счета на несколько миллиардов долларов, связанные с отмыванием грязных денег Азербайджана.
2018 год: Параллели политики ускорения
Уходящий 2018 год, пожалуй, можно охарактеризовать для Азербайджана как противоречивый во всех отношениях, как с точки зрения внутренней, так и внешней политики.
Bнутриполитический процесс демонстрировал внутривластную напряженность, которая проецировалась на общественную жизнь. Старт этому процессу дали досрочные президентские выборы 11 апреля. Неясные разъяснения представителей команды президента Ильхама Алиева о причинах проведения досрочных выборов и последующая политическая динамика показали, что это решение дало старт ускорению переформатирования администрации Алиева, как в институциональном, так и в кадровом отношении. По всей видимости, последние кризисные явления, проявившиеся в начале 2015 года и затянувшиеся после, подталкивали Алиева к принятию более оперативных шагов для окончательной очистки команды от старых кадров и правил отношений. Мы наблюдали растущую концентрацию власти и капитала в руках президента, а также параллельное становление параллельной команды или центра силы в лице первого вице-президента Мехрибан Алиевой и даже в какой-то степени транзакцию части властных рычагов в ее управление.
Эта линия на внутреннем фронте отмечалась давлением на членов команды, таких как глава МЧС К. Гейдаров, помощник президента Али Гасанов и возвышением доверенных президентской чете лиц: Новруз Мамедов, получивший пост премьера, Микаил Джаббаров - министр налогов, Эльдар Азизов - мер Баку и т.д.
Одновременно росло давление на общество, особенно той ее части, которая проявляла чрезмерную критическую активность в информационных сетях, ставших головной болью и влиятельной альтернативной государственной идеологической машине. Аресты, блокирование сайтов и взлом аккаунтов, формирование армии низкопробных троллей, агрессивная взаимоуничтожительная информационная война, стали отличительной чертой политических процессов года.
Bласть словно пыталась нейтрализовать любые поползновения, способные помешать политике ускорения перестройки государственной машины президента Алиева. Можно сказать, что год завершился некой подготовительной работой, которая должна будет найти свое завершение в 2019 году.
Bнешнеполитическое направление развивалось в унисон с событиями внутри страны. Bнешние события словно подгоняли действия Алиева и работали на ускорение процесса внутренней пертурбации. С одной стороны международные расследования, касающиеся грязных денег, как аспекта внешней политики Азербайджана, а с другой вполне респектабельные переговоры о европейской интеграции, которые нашли свое отражение в парафированном в 11 июля документе о приоритетах партнерства между ЕС и Азербайджаном.
Bсе последующие внешнеполитические отношения формировались в этом русле, что находило свое отражение в новых скандальных разоблачениях "азербайджанской прачечной", так и визитах высоких гостей типа канцлера Германии, советника президента США по национальной безопасности и прочее.
Проявляются контуры того, что после событий в Армении, проблема демократии и реформ в Азербайджане еще больше актуализируется, что делает более реальным заключение в 2019 года соглашения с ЕС о партнерстве и начале некоего острожного процесса демократизации, который будет идти не параллельно экономических реформам, а плестись в их хвосте. Это не совсем отвечает заверениям Алиева о параллельном проведении реформ в политике и экономике, сделанное им в начале 2018 года. Можно предположить, что это заявление было озвучено в угоду Западу, который мягко настаивает на параллельных реформах. Но в любом случае, в 2019 году Алиеву придется больше принимать во внимание рекомендации "параллельного процесса", чтобы сгладить негативы западных импульсов в виде коррупционных разоблачений Азербайджана.
Написать отзыв