Последнее обновление

(3 часа назад)
“Dialoq

“Dialoq

Хотя оппозиционные организации постоянно призывали к "диалогу", правительство обычно не реагировало на эти призывы. Правительство сохраняло дистанцию между всем спектром оппозиции и вытесняло их из политической жизни общества. Суть стратегии по отношению к оппозиции состояла в том, чтобы максимально ограничить контакты оппозиции с обществом и фактически ликвидировать оппозицию как политический институт.

Что изменилось? Почему правительство почувствовало необходимость в диалоге? Какова была эта цель?

Общественно-политическая обстановка, созданная социальными сетями в последние годы, социально-экономические проблемы, вызванные пандемией, эскалация довоенных военно-политических отношений между Арменией и Азербайджаном и все еще неизвестные геополитические потрясения привели к некоторым изменениям в политике правительства по отношению к оппозиции.

После долгого перерыва из правящего лагеря прозвучали послания о важности диалога с оппозицией. С начала 2020 года Администрация Президента начала проводить индивидуальные встречи с политическими партиями. Хотя никакой подробной информации об этих встречах предоставлено не было, имелись некоторые основания для первоначальных обсуждений в сообществе. Администрация президента объявила, что состоялась встреча представителей 49 партий с представителем администрации Адалатом Велиевым. В частности, недавняя регистрация девяти новых политических партий активизировала дискуссии в этом направлении.

На самом деле реальные контакты и открытый диалог между властью и оппозицией могли бы оказать положительное влияние на систему политических отношений в обществе. Ограничения на политические права могли бы быть сняты. Можно было бы решить проблемы, связанные со свободой собраний и политическими заключенными, и создать политические условия для демократических выборов. Поэтому "диалоговая дискуссия", естественно, вызвала определенные ожидания в обществе.

Кто принимал участие в диалоге? Какие общие проблемы обсуждались? Чего удалось достичь в решении политических проблем?

45 партий, которые юридически, политически и фактически признали существование правительства, заявили, что они участвовали в этом процессе без каких-либо предварительных условий. На самом деле, было бы удивительно, если бы они вели себя по-другому. Кроме того, абсолютное большинство из 58 политических партий, действующих в стране, различными способами участвовали в этом процессе.

На встрече 45 политических партий с должностными лицами администрации президента 9 сентября 2021 года обсуждались такие вопросы, как роль политических партий в обществе, пропорциональная избирательная система, проблема политзаключенных, свобода слова и прессы. Однако никаких практических шагов для решения этих проблем предпринято не было. Проблема политических заключенных и кризис в области политических прав в стране продолжаются.

Наблюдения показывают, что не было возможности обсудить и решить какие-либо вопросы, выходящие за рамки интересов правительства. Все контакты происходили тогда, когда в этом нуждалось правительство. Инициатива "Диалог" родилась не из стратегического видения будущего страны, а главным образом из текущих интересов власти.

Мы хотели бы обратить внимание на несколько нюансов. Накануне 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН диалог между властью и оппозицией был главной темой правящих СМИ. Выступая 24 сентября 2020 года на заседании, посвященном 75-летию ООН, Президент Ильхам Алиев сказал: “Несколько месяцев назад мы выступили с инициативой широкого политического диалога. Все основные политические партии поддержали эту инициативу. Успешно начавшийся политический диалог способствовал бы укреплению нашей политической системы и послужил бы делу устойчивого развития Азербайджана”. 

Затем, 27 сентября 2020 года, 50 действующих в стране политических партий подписали заявление в поддержку Президента в связи с масштабной провокацией вооруженных сил Армении против нашей республики. Также, помимо индивидуальных поздравлений, 8 ноября 2020 года 50 политических партий направили Президенту совместное поздравительное послание по случаю освобождения Шуши. Правительство попыталось показать общественности, что большинство сторон поддерживают его, организовав совместный визит сторон на освобожденные территории.

Вскоре после этого диалог был забыт. Как будто такой проблемы никогда не существовало. Поскольку стороной, предлагающей темы и инициирующей инициативы, было только правительство, от него не поступило никаких новых предложений, и обсуждения прекратились.

Когда президенты Азербайджана и Турции подписали Шушинскую декларацию 15 июня 2021 года в Шуше, снова вспомнили о политических партиях, участвующих в процессе диалога. 48 политических партий повторно подписали совместный документ. Фактически политические партии, участвующие в процессе диалога, появились на политической сцене тогда, когда правительство в них нуждалось.

Следует отметить, что большинство сторон, вовлеченных в процесс диалога, имели возможность решить свои личные проблемы, но не смогли решить общие проблемы. Представитель правительства даже не постеснялся открыто заявить, что некоторые партийные лидеры решили свои личные проблемы.

Основной организацией, которая не участвовала в процессе диалога, была Партия народного фронта (ПНФА).  ПНФА хотела, чтобы темы, которые будут обсуждаться в диалоге, были открытыми, и постаралась заранее уточнить, какое положительное влияние это окажет на систему политических отношений в обществе. Из подходов стало ясно, что правительство не намерено вести открытый диалог.

Президент страны неоднократно заявлял: “Партии НПФП-Мусават ушли в историю. Их нет  на политической арене". Особенно после парламентских выборов 2015 года и президентских выборов 2018 года в этом направлении проявилась открытая политическая воля. Уже было известно, что правительство не хотело, чтобы ПНФА участвовала в процессе диалога. Каким бы противоречивым это ни казалось, ПНФА также сочла более целесообразным не обсуждать диалог с правительством в таком формате. Независимо от того, участвовала ли APFP в диалоге или нет, результат для нее не изменится. Политическая воля правительства состояла в том, чтобы ликвидировать эту организацию. В целом правительство намерено ослабить или, по возможности, нейтрализовать своих критиков.

Социально-политическая среда, созданная социальными сетями, не позволила оппозиции, особенно НПФП, полностью исчезнуть из общественного мнения. Попытки ослабить оппозицию с помощью административного ресурса не могли быть полностью эффективными. В 2019 году ПНФА снова продемонстрировала массовыми митингами, что она была главным локомотивом площадей. Митинг 19 января, пикет 8 октября и попытка провести несогласованный митинг 19 октября привлекли внимание не только внутри страны, но и на международном уровне. Не удалось помешать политизированной активной части народа увидеть ПНФА в качестве альтернативной политической силы.

Время от времени в обществе поднимаются определенные вопросы. Меняется ли власть? Может ли начаться новая эра противостояния? К чему приведет этот диалог?

При нынешней политической системе в Администрации президента и других государственных органах происходят серьезные кадровые изменения. В системе управления страной новые и молодые кадры привлекаются к управлению в других сферах, за исключением силовых министерств и правоохранительных органов.

"Диалог" не привнес никаких существенных изменений в систему общественных отношений. Надежды на политическую реформу тают. Стороны, участвующие в процессе диалога, не получили большинства в общественном мнении. Эти организации не смогли ни заручиться моральной поддержкой общества, ни найти подход к тем, кто не участвовал в диалоге, ни получить дополнительные политические дивиденды от власти.

Местные и региональные условия для начала новой эры противостояния могут постепенно измениться в благоприятном направлении. Анализ реальной общественно-политической ситуации в стране показывает, что оппозиционным силам необходимо пересмотреть свои стратегии. Необходимо найти способы превратить виртуальное политическое возрождение в обществе в реальный организационный процесс. Возможность радикальных политических и правовых изменений в стране в ближайшие годы кажется все более реалистичной.

Насими Мамедли

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей