В дни, когда мы оставляем позади летние месяцы и встречаем осень, мы становимся свидетелями политико-дипломатических шагов по формированию нового баланса в Кавказском регионе.
В то время как Россия переориентировала ситуацию через восемь месяцев после 44-дневной войны, завершившейся 10 ноября 2020 года российско-азербайджано-армянским соглашением, декларация, подписанная 15 июня в Шуше, которую посетил президент Эрдоган, запомнилась с точки зрения предоставления каких-то гарантий турецко-азербайджанским отношениям.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян четыре раза оказывался лицом к лицу с попытками переворота, пока не укрепил свой пост на парламентских выборах 20 июня.
28 сентября пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Кала выступил с заявлением, в котором назвал вопрос нормализации отношений с Арменией мягким. За ним последовало заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что он также тепло относится к нормализации отношений, и даже заявил, что Алиев может встретиться с премьер-министром Пашиняном, над которым он издевался в течение 44 дней войны.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, заручившись поддержкой США, встретился сначала с Ильхамом Алиевым в Баку, а затем 9-10 октября в Ереване с Николом Пашиняном и выдвинул свои предложения.
После войны официальные и неофициальные представители Азербайджана и Армении встретились 29-30 сентября в Грузии и дали старт обсуждениям нового периода.
Согласно имеющейся информации, в настоящее время все стороны, связанные с этими вопросами, позитивно смотрят на диалог, следят за развитием событий и поэтому готовятся занять позицию.
Один из участников первых переговоров лицом к лицу, руководитель Информационного агентства Turan, единственного независимого медиа-агентства Азербайджана, Мехман Алиев сказал Independent Turkche в связи с событиями, происходящими с первых дней осени:
На Южном Кавказе ускоряются усилия по стабилизации ситуации в регионе, завершив тридцатилетний конфликт между Азербайджаном и Арменией. Результатом должно стать установление мира и сотрудничества между странами региона.
Главной целью встречи премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили с премьер-министром Пашиняном 9-10 октября после встречи с президентом Алиевым в Баку стало представление формата 3+2 "бесконфликтных усилий по соседству" (страны Южного Кавказа, США и ЕС).
Несомненно, "Кавказский дом", который еще в первые годы 30-летней независимости вошел в повестку дня трех стран, после стольких ошибок и трагедий стал еще более актуальным сегодня.
Mehman Aliyev
Посредническая миссия Ираклия Гарибашвили не была вне интересов лидеров Азербайджана и Армении. Правительственные круги Грузии, заявив, что благодаря этому посредничеству была осуществлена передача Азербайджану минных карт Карабаха и прилегающих территорий в обмен на возвращение армянских военнопленных, находящихся в руках Азербайджана, хотят, чтобы это посредничество было продолжено.
После личной встречи премьер-министра Грузии с обоими лидерами премьер-министр Пашинян встретился с Президентом Российской Федерации Путиным в Москве 12 октября, и во время телефонного разговора между Ильхамом Алиевым и Путиным были обсуждены последние ситуации в регионе и последующие процессы.
В результате в ближайшее время в Москве не будет сюрпризом проведение трехсторонней встречи с участием Владимира Путина, Алиева и Пашиняна. Лидеры уже заявили, что "готовы встретиться без ограничений по месту и времени".
В этой ситуации возникает необходимость сказать, что на самом деле есть два посредника, и один не отрицает и не дополняет другого.
Грузия является соседом по проекту "Кавказский дом", а Россия-страной-лидером СНГ, сопредседателем Минской группы ОБСЕ, а также взяла на себя роль архитектора и исполнителя трехстороннего соглашения, завершившего войну 10 ноября 2020 года.
Не следует упускать из виду возможность того, что эти перекрестные и параллельные дискуссии будут включать сотрудничество между Турцией и Россией, которые проводят тесные консультации со многими регионами, от Ливии до Афганистана.
В этом контексте "Шестисторонняя платформа" 3+3, выдвинутая президентом Турции Эрдоганом, может быть серьезно включена в повестку дня в свете новых реалий. Мы получаем информацию о том, что Грузия, которая вначале отвергла эту формулу на основании "Демократии и перспективы ЕС", с теплотой смотрит на нее в будущем.
Высокопоставленные грузинские чиновники заявили нашему агентству, что будут "приветствовать Россию", если Россия сыграет конструктивную роль в решении нерешенных региональных проблем в этом процессе.
Также на повестке дня может стоять попытка Ираклия Гарибашвили посредничать между господином Эрдоганом и армянским премьер-министром. В настоящее время на встречах между Азербайджаном и Арменией на столе находятся три очень серьезные темы: открытие транспортных путей, утверждение линии границы и определение статуса Ханкенди и его окрестностей, находящихся под контролем российских миротворцев.
Для решения этих проблем создана комиссия, состоящая из высших должностных лиц России, Армении и Азербайджана. Несмотря на то, что премьер-министр Гарибашвили сказал, что могут быть попытки и в этом направлении, в соглашении Путин-Алиев-Пашинян от 10 ноября 2020 года затрагиваются вопросы, которые делают руку России сильной в этом отношении.
Несмотря на приглашение министров иностранных дел Азербайджана и Армении включиться в процесс Минской группы ОБСЕ, в этой сфере пока не ожидается примирения. Кажется, что снова начинается долгий процесс.
Первая попытка нормализации отношений между Турцией и Арменией была предпринята в 2008-2009 годах, и в начале так называемой "футбольной дипломатии" тогдашний президент Абдулла Гюль 6 июля в Ереване смотрел матч Армения-Турция, а 14 февраля 2009 года в продолжение этого процесса глава государства Серж Саргсян отправился в Бурсу.
Подписанные 10 октября Цюрихские протоколы вызвали напряженность между Турцией и Азербайджаном.
12 января 2010 года Конституционный суд Армении прекратил действие Цюрихских протоколов.
Что же тогда послужило причиной начала процесса?
Была ли подготовка к нажатию кнопки?
На вопрос Independent Türkche по этому вопросу отвечает Глава кабинета президента Гюля и бывший посол Турции в Баку и Берлине Хусейн Авни Карслыоглу:
Поскольку Турция и Армения попали в одну группу в отборочном турнире чемпионата Европы, они решили сделать это возможностью как для освобождения Карабаха от оккупации, так и для нормализации отношений между Турцией и Арменией, а также для установления мира в Кавказском регионе.
Вопрос о том, поедет ли глава государства Абдулла Гюль в Ереван смотреть матч, вызвал немало споров. Все было оценено, будут ли радикальные группы проводить какие-либо акции и даже могут быть сговоры .
На самом деле глава нашего государства мог потребовать проведения матча в третьей стране, но не сделал этого, как только появилась важная возможность, было принято решение ехать в Ереван. Должен сказать, что армянское государство приняло все необходимые меры безопасности.
В ходе однодневного визита президент Гюль высказался за прекращение оккупации азербайджанских земель, отказ от враждебных действий против Турции. Президент верил в то, что, пока азербайджанские территории находятся под оккупацией, проблема станет еще более гангренной, и мирное ее решение будет затруднено.
То же самое относится и к неправильным и несправедливым отношениям с Турцией.
Hüseyin Avni Karslıoğlu
14 октября 2009 года, когда президент Саркисян прибыл в Бурсу, глава государства вновь настойчиво выдвинул свои предложения на предматчевых, межматчевых и послематчевых встречах.
Послушайте, Армения оккупировала азербайджанские земли около тридцати лет, что она опять сделала? То же самое можно было сказать и об отношениях с Турцией. Важно, чтобы народы жили в добрососедстве и процветании. Интересы политиков временны, и каждый политик однажды прощается, в конце концов страдают народы.
Я склоняюсь к нормализации отношений между Турцией и Арменией. Потому что, как я только что сказал, следует учитывать интересы общества, а не политиков, и предпринимать соответствующие шаги. Я полностью верю, что хорошо подготовленные сотрудники Министерства иностранных дел Турции также смогут успешно преодолеть эти проблемы, если процесс начнется.
Помимо того, что он внимательно следит за Турцией и Азербайджаном, он также известен получением достоверных знаний из Армении и самой Грузии - это помощник ректора Международного университета Турецкого видения в Македонии, руководитель Центра исследований “Kafkassam” в Анкаре, профессор Гасан Октай - академик, известный своей позицией, отстаивающей важность эффективной инициативы Турции, Азербайджана, Армении и Грузии по установлению устойчивого мира в регионе до 44-дневной войны.
Оценивая Independent Turkche события, происходящие с момента окончания первого года соглашения между Путиным и Алиевым-Пашиняном, профессор Октай кратко выразил свой ход мыслей и подход следующим образом:
Во время 44-дневной Карабахской войны, когда азербайджанская армия боролась за освобождение оккупированных земель, глава государства Алиев делал такие заявления в отношении премьер-министра Армении Пашиняна, как, например, “Что случилось, Пашинян, ты бежишь, как собака”.
Все войны ведутся за мир. Азербайджан хотел закрыть путь дипломатии унижающими Армению в ходе войны заявлениями. В то же время Азербайджан хотел отвлечь внимание от стратегической ошибки неправильного начала войны.
Азербайджан, открывший соглашением от 10 ноября 2020 года путь к возвращению российских солдат, покинувших эти земли 25 мая 1993 года, делает совершенно разные заявления, чтобы отвлечь внимание от этой ситуации.
Азербайджан оставил России самые стратегические точки на землях, которые он мог бы полностью получить военным путем. В этом процессе мы видим, что Армения отличается во многих областях, будь то парламентские выборы или отношения с рядом стран, которые строятся на здоровой основе.
Prof. Dr. Hasan Oktay
С другой стороны, в то время как Азербайджан имеет дело со своим маленьким соседом - Арменией, он настроен против своего большого соседа - Ирана, что создает другую паническую ситуацию. При таком раскладе на повестке дня стоит нормализация азербайджано-армянских отношений и встреча Алиева и Пашиняна.
В то время как взгляды Турции на Иран по-прежнему позитивны, посредничество Турции может стать предметом агрессивного отношения Ирана к Азербайджану. Одной из причин этого является то, что ирано-российские отношения находятся в очень позитивном состоянии.
Премьер-министр Никол Пашинян на онлайн-саммите СНГ под руководством белорусского президента Лукашенко заявил, что “Зангезурский коридор может быть открыт". Но при условии открытия транспортных коридоров из Ирана и России в Армению.
В этой ситуации еще большее значение имеет нормализация азербайджано-армянских отношений. Азербайджану, имея в виду российско-иранское сотрудничество, необходимо в какой-то момент попросить об открытии пограничных ворот между Турцией и Арменией.
Таким образом, будет решена проблема "дороги Армении на Запад". Эта ситуация усилит влияние Турции на Армению, равно как и сыграет на руку Азербайджану.
Более того, я считаю, что процесс, начатый в Тбилиси (Грузия) между организациями гражданского общества и лидерами общественного мнения, был бы очень полезен для Турции, чтобы включить организации гражданского общества и лидеров общественного мнения, связанных с регионом, и иногда проводить встречи в Турции.
Как только Азербайджан получил господство над Арменией с первого дня 44-дневной войны, лидер Партии Националистического движения Девлет Бахчели поднял вопрос об "открытии Зангезурского коридора, разделяющего Нахчыван и Азербайджан", и особенно националистически-консервативное сообщество было чрезмерно взволновано этим дискурсом.
Как мы должны понимать риторику премьер-министра Армении Никола Пашиняна на саммите СНГ, состоявшемся 15 октября, о том, что "Зангезурский коридор может быть открыт"?
Действительно ли Турция получила то, что хотела?
В следующей статье...
Написать отзыв