faktxeber.com
Содержание обвинений
3 июля 2018 года в Мингячевире на одной из электростанций произошла авария, оставившая почти всю страну без электричества. B тот же день 3 июля 2018 года в г. Гяндже было совершено покушение на главу Исполнительной власти города и сотрудника полиции. Оба события были одними из главных тем, обсуждаемых в течение нескольких месяцев не только в местных СМИ, но и в международных медиа структурах. Причем в официальных заявлениях, озвучиваемых во время этих инцидентов, имели место противоречия и расхождения.
На фоне этих двух событий, вызвавших широкий общественный резонанс, некоторые СМИ анализировали также и связанные с ними другие вопросы: предшествующее инциденту содержание деятельности администрации города, состояние инфраструктуры в энергетическом секторе и т.п. И такой подход медиа был вполне естественным, по сути, такова природа их деятельности.
Bеб-сайты bastainfo.com и kriminal.az также освещали названные инциденты, но нельзя утверждать, что они распространяли какую-то особую информацию об этих событиях. Ибо они работали "как и все" (в ряду неподконтрольных властям СМИ). И некоторая часть публикаций, распространенных в то время, легли в основу уголовного дела против журналистов. B обвинении, выдвинутом против руководителей сайта, фигурирует 5 статей, опубликованных в тот период.
Однако четыре из этих статей не являются их собственным продуктом, и журналисты заимствовали их из других СМИ. А одна статья может считаться переработанным обзором новостей, опубликованных некоторыми другими медиа 2-3 года назад. Согласно официальному обвинению, эти статьи содержали в себе открытый антигосударственный призыв (содержания статей и "открытых антиправительственных призывов мы коснемся во 2-й статье). Оба журналиста как авторы этих статей были обвинены в "открытом антигосударственном призыве", а за размещение данных материалов на своих сайтах - в "должностном подлоге" и "превышении служебных обязанностей".
Должностные преступления и журналисты
B этой статье мы рассматриваем вопрос о том являются ли обоснованными два последних обвинения - в "должностном подлоге" и "превышении служебных обязанностей" (обвинения в "открытом антиправительственном призыве" мы коснемся в очередной статье). Для этого достаточно уточнить: может ли вставка какой-то статьи (предположим даже, содержащей призыв к незаконным действиям) в новостном сайте считаться "должностным подлогом" и "превышением служебных обязанностей"? Чтобы ответить на этот вопрос, нет необходимости в широком толковании статьи 309 ("превышение служебных обязанностей") и статьи 313 ("должностной подлог") УК. Потому что ответ на данный вопрос содержится в самом тексте этих статей.
Давайте сначала рассмотрим определение понятия этих двух преступных действий. B "Примечании" к первой - 338-й - статье 33-й Главы Уголовного Кодекса, в которой говорится о должностных преступлениях, приведен перечень "должностных лиц". Это:
"...1. представители власти, в том числе лица, выбранные или назначенные в государственные органы в порядке, установленном Конституцией и законами Азербайджанской Республики, либо представляющие государственные органы или органы местного самоуправления на основании специальных полномочий, военнослужащие, являющиеся офицерами, прапорщиками или мичманами, государственные служащие (включая лиц, служащих в особом виде государственной службы), члены муниципалитетов и муниципальные служащие;
2. лица, кандидатура которых на выборные должности в государственных органах зарегистрирована в установленном законом порядке;
3. руководители и работники государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, в том числе юридических лиц публичного права, а также коммерческих и некоммерческих организаций;
4. лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальным полномочиям в государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе юридических лиц публичного права, а также коммерческих и некоммерческих организациях;
5. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
6. должностные лица государственных органов иностранных государств, члены выборных государственных органов иностранных государств, должностные лица и иные служащие международных организаций, члены международных парламентских ассамблей;
7. судьи и иные должностные лица международных судов, местные, иностранные и международные арбитры, действующие согласно законам Азербайджанской Республики или иностранных государств, а также международным договорам Азербайджанской Республики, иностранные или местные присяжные заседатели".
Как видно, журналисты в этот список не включены.
Ни новости, ни статья не могут считаться официальным документом
Другой важный вопрос, который возникает в деле журналистов, связан с выяснением того, можно ли рассматривать новости, статью официальным документом или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, сначала освежим в памяти понятие "должностной подлог". Как мы отмечали выше, под этим понятием имеется в виду сознательное включение в документы или информационные ресурсы заведомо ложных данных, внесение в них поправок, искажающих их действительное содержание должностным лицом, а также не являющимся таковым госслужащим или служащим органа местного самоуправления.
Почти в каждом преступлении имеется предмет преступления. При служебном подлоге предметом преступления является официальный документ. О каких документах идет речь? Или что такое официальный документ?
Официальные документы это - письменные акты, выданные органами государственного или местного самоуправления, а также государственными или муниципальными органами для подтверждения сведений или фактов, имеющих юридическое значение. Официальные документы, обычно, имеют свои реквизиты и подписываются соответствующим должностным лицом. B УК четко указано, что официальные документы, выданные структурами, не являющимися государственными или местными органами самоуправления, однозначно не могут быть предметом такого преступления.
Помимо официальных документов, нам необходимо уточнить также понятие "информационный ресурс", отмеченное в статье 313. Что такое "информационный ресурс"?
Это понятие разъясняется в Законе "Об информации, информатизации и защите информации". B законе говорится, что "информационные ресурсы" или "информационные резервы это - находящиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, информационных банках и т.д.) документы и документальные массивы, а также существующие отдельно документы и их массивы" (http://www.rabita.az/uploads/qanunverilcik/qanunlar_ru/ob_infor.pdf).
Четкие выводы, следующие из вышесказанного, можно вкратце выразить следующим образом:
- Субъектами преступлений, предусмотренных в статьях 309 и 313 Уголовного Кодекса, по которым обвиняются Мустафа Гаджибейли и Анар Мамедли, являются только должностные лица (или государственные служащие, служащие органов местного самоуправления). По крайней мере, в деле М. Гаджибейли и А. Мамедли журналисты не являются и не могут считаться должностными лицами.
- То, что в обвинении журналисты считаются должностными лицами или государственными служащими, служащими органа местного самоуправления, свидетельствует о необоснованности этого обвинения. Ибо для обвинения М. Гаджибейли и А. Мамедов по названным двум статьям необходимо также наличие предмета преступления, то есть распространения журналистами "официальных документов" в "информационном ресурсе".
Как мы уже выяснили выше, согласно Уголовному Кодексу и Закону "Об информации, информатизации и защите информации", ни журналистская статья не считается "официальным документом" и ни новостной сайт не является "информационным ресурсом".
Написать отзыв