Последнее обновление

(9 часов назад)
building-tech.org

building-tech.org

Как покупалась лояльность населения

Широко распространенным мнением об азербайджанской экономике является  присвоение властями почти всех нефтегазовых доходов. Однако это мнение не полностью отражает реальную картину. Правящему режиму в течение последних 15 лет удалось достичь стабильности не только при помощи полицейских мер. Азербайджан смог объединить в себе присущие всем экономикам стран-рантье характеристики, а также в определенной степени уникальные особенности. Если коротко, то Азербайджанская Республика имеет экономическую структуру, основанную на распределении доходов от нефти из бюджета, и вместо того, чтобы придерживаться принципов свободного рынка, власти подпитывают  население тем или иным способом из бюджета.

В основе стабильности и общественного консенсуса в стране стоит факт массового финансирования всех слоев населения из бюджета. Это привело к полностью нездоровой экономике и потере ею конкурентоспособности. В том числе вне зависимости от политической ориентации общества, почти все слои воспринимают естественно и требуют от государства выплаты населению зарплат и пособий, сохранения цен на низком уровне и открытие рабочих мест.

Начиная с середины 2000–х годов, когда в страну хлынули нефтедоллары, экономическая активность в стране была выгодна для большей части населения. Некоторая стабильность и социально-экономическое благополучие (наступившие после военных действий в Карабахе и политического противостояния в 90-е годы) привели к отходу большинства населения от политических процессов. Для получения лояльности населения власти шли финансовые уступки, которые привели в перспективе к большим проблемам.

Фальшивые пенсии, низкие коммунальные услуги, неприменение налога на имущество, чрезмерное раздутие госаппарата, широкое распространение коррупции среди мелких чиновников, искусственное сохранение высокого курса национальной валюты и другие факторы привели к временному росту благосостояния населения. Правящая элита обогащалась через разграбление бюджета, но при этом создавала условия существования всем прослойкам населения. Нефтяные деньги, крупные денежные переводы трудовых мигрантов из России, крупные государственные инфраструктурные тендеры, строительный бум в Баку гасили безработицу. На фоне всего этого людей мало интересовали права человека, политические и экономические свободы, отсутствие социального лифта, тотальная коррупция. Исторический опыт показывает, что подобные проблемы начинают отчетливо себя проявлять в условиях, когда в существующей политической и экономической структуре возникают проблемы. И они возникли со снижение нефтяных доходов с 2015 г., а события, расценивавшиеся как противостояние кланов, в действительности были противоречиями, возникшими в результате снижения доходов и попыток нового перераспределения имущества.

Несмотря на все попытки государства сгладить наступивший кризис, в стране начались сбои в механизме подпитывания населения из бюджета, как это было в предыдущие годы. Источники коррупции средних и мелких чиновников были урезаны. Пандемия 2020 г. еще более усугубила финансовые проблемы правительства. Это и стало одной из главных причин введению властями самого тяжелого режима карантина, который сопровождался усилением контроля над финансовыми каналами и валютными потоками.

 

Доходы от нефти сократились  в 4 раза

Хотя предупреждениям независимых экспертов о надвигающемся кризисе и необходимости смены существующей экономической системы недостатка не было, власти не восприняли их всерьез, и не никаких упреждающих мер принято не было. Неожиданные глобальные изменения оказали сокрушительное влияние на валютные поступления страны. Вкратце мы можем отметить несколько причин потери Азербайджаном нефтяных доходов.

1. Падение мировых цен на нефть. И никто не сомневается, что цены на прежний высокий уровень не вернутся.

2. Азербайджан снижает добычу не только по соглашению OPEC+, но и по естественным причинам. В начале года в бюджете Нефтяного Фонда это снижение было учтено. Если не в этом, то в следующем году есть большая вероятность, что добыча снизится с 45 млн. тонн в 2013 г. до 30 млн. тонн в 2021 г.

3. По соглашению с зарубежными нефтяными компаниями, при низких ценах на нефть доход Азербайджана составляет не 75 %, а меньше.

На основе перечисленных факторов можем провести простое и несколько грубое сравнение: продав 45 млн. т нефти за 110 долл. и взяв выручку за 75 % и продав 30 млн.т нефти за 42 долл. – между ними есть разница в выручке в 4 раза. То есть доходы от азербайджанской нефти упали в 4 раза и эта тенденция оставит тяжелый след в политической и социально-экономической жизни страны.

Активизация, в настоящее время, гражданского общества связана именно с вышеупомянутыми факторами. До прошлого года формирующий валютные поступления страны нефтегазовый сектор оказался в сложной ситуации, поступления от туризма из-за пендемии COVİD-19 прекращены, финансовые же средства от мигрантов из России значительно сократились. Пока за счет бюджетных средств можно стабильно обеспечивать большую часть населения зарплатой, пенсиями и пособиями, но  существующий режим не в состоянии обещать для них достойную перспективу. Впервые простые азербайджанцы осознают реальность того, что власти не могут решить их проблемы и понимают, что перспективы их будущего туманны.  

Возникшая в стране ситуация чем-то напоминает боливийский сценарий. Как известно, в Боливии власть Эво Моралеса запомнилась социально ориентированными реформами. После определенного улучшения благосостояния живущего в бедности населения, люди решили, что эта тенденция будет продолжена, но ресурсы страны и ее экономическая структура были неадекватны для этой задачи. Таким образом, социальной базой для смены власти в Боливии стала неспособность властей ответить на ожидания лучшей жизни для населения.

Мы можем наблюдать аналогичную ситуацию в еще большем масштабе в Азербайджане. После того, как значительная часть населения выбралась из нищеты, власти не только не могут поднять благосостояние людей на еще больший уровень, напротив, возникает перспектива их скатывания до уровня бедности 90-х годов. Для сотен тысяч людей, живущих достаточно хорошо в “сытые” годы, трудно смириться с подобной перспективой. Немного видоизменим классическую фразу и получим  – верхи не могут управлять по-старому, но низы хотят жить именно по-старому. Люди будут настаивать на сохранении прежнего, относительно высокого, жизненного уклада, что чревато социальной нестабильностью.

Интересно, что в высших эшелонах власти прекрасно осознают масштабы возникших проблем, но будучи в течение длительного времени заложниками сформированной неэффективной системы управления, ничего изменить не в состоянии.

Ранее все социальные проблемы решались посредством нефтяных денег, но сейчас их нет. Правительство сейчас не может тратить резервы основного капитала из Нефтяного Фонда и вынуждено в основном тратить текущие поступления от продажи нефти.

И здесь ситуация движется в сторону ухудшения. Например, в первой половине этого года объем добытой нефти из месторождения Азери-Чираг-Гюнешли снизился на 7% и составил примерно 12 млн. т. Таким образом, до конца года общая добыча международного консорциума не будет превышать 24 млн. т. С учетом того, что SOCAR также снизит добычу, в лучшем случае она составит чуть больше 30 млн. тонн.

Для Азербайджана 4 кратное падение доходов от продажи нефть будет двойным ударом. Бюджет либо путем урезания некоторых затрат будет выполнен. Кроме того, возможна и девальвация маната, но в сложившейся ситуации власти всячески избегают этой меры.

 

Экономика состоит не только из бюджета

Мы исходим из того, что бюджет может быть выполнен и без варианта девальвации. Но для достижения макроэкономической стабильности и получения лояльности населения недостаточно исполнить бюджет, т.к. экономика состоит не только из бюджета. Так, благосостояние Азербайджана в последние 15 лет основывалось на различных формах   мультипликации нефтяных доходов. Уменьшение нефтяных доходов приводит к снижению различных источников потребления и обеспечения.

Таким образом, после 2016 г. Азербайджан снова вынужден будет резко сократить свои расходы, что будет сопровождаться недовольством на всех уровнях.

Самой большой и неразрешимой проблемой, возникшей в ходе этого кризиса, станет безработица. Так, неэффективная экономика привела к обеспечению работой большей части населения в финансируемых из бюджета организациях. В отличие от развитых стран, в Азербайджане существуют ненужные, повторяющие друг друга, экономически неэффективные структуры и десятки тысяч бессмысленных рабочих мест. Кадры, представляющие основной контингент крупных госкомпаний, структур образования, Академии Наук, за мизерную зарплату занимаются экономически бесполезной работой. Предотвратить проблему предложенными государством низкооплачиваемыми общественными работами абсурдно. В ближайшее время из-за отсутствия реальных реформ безработица и экономический спад представляется неизбежными.

Требования общества, связанные с детскими и другими пособиями, нужно понимать, как отражение резкого обнищания основной части населения. Но ограниченность ресурсов государства по предоставлению пособий и помощи, а главное то, что число требующих пособия превосходит число работающих, создает устрашающую картину, где существующие программы социальной политики обречены на неудачу.

 

Что делать?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание один важный момент. До тех пор, пока власти не будут соблюдать фундаментальные права и свободы человека (в особенности, неприкосновенность частной собственности и другие экономические и социальные права), не обеспечивают независимость судов, все экономические предложения и их исполнение не приведут к положительным переменам в стране. Проведение свободных выборов, свобода слова, обеспечение парламентского и гражданского контроля над правительством являются фундаментом любых экономических реформ. Поскольку наша тема включает только экономические вопросы, то подробнее освещать перечисленные проблемы в этой статье мы не нашли целесообразным.   

Принимая во внимание все вышеперечисленное, для предотвращения наступающего системного кризиса необходим полный отказ от системы госкапитализма.

- Следует резко уменьшить долю государства в экономике;

- изменить налоговое и таможенное законодательство исходя из существующих реалий;

- интегрировать страну в европейский рынок;

- провести массовую приватизацию.

С этой целью в первую очередь необходимо обратить внимание на следующие меры.

1) В настоящее время Азербайджан не интегрирован ни в один из глобальных и региональных рынков. Открытие таможенных границ и участие в любой глобальной, либо региональной экономической структуре, с одной стороны, приведет к удешевлению ряда промышленных товаров, с другой – даст возможность создать местное производство и обеспечить участие нашей страны в глобальном разделении труда. Азербайджан как производитель легкой промышленности и сельского хозяйства располагает большими перспективами для таких крупных рынков, как Россия и Европа. Отличная инфраструктура, относительная грамотность и активность населения, наличие источников энергии и их относительная дешевизна, благоприятные климатические условия создают при незначительных затратах предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства.

В контексте мер, предпринимаемых США и европейскими странами для снижения  зависимости от китайского импорта, Азербайджан имеет все возможности для создания некоторых отраслей легкой промышленности и их экспорта. Но, если в создание этих отраслей вмешается государство, то мы вновь будем наблюдать ту же картину, как и в прежние годы. Только частный бизнес, работая мобильно, быстро и рентабельно, может превратиться в локомотив экономического развития страны.

2) Проведение налоговой реформы, при этом переориентация основного направления налогов с бизнеса на имущество, может привести к большим переменам. Налог на имущество наряду с внесением в бюджет крупных средств, был бы очень полезен для уменьшения налогового гнета на бизнес, освобождения малого бизнеса от налога для развития производства и сферы услуг, а также с точки зрения снижения искусственно завышенных цен на недвижимость. Таким образом, можно положить конец тенденции рассматривания деловыми людьми рынка недвижимости,  как единственной сферы инвестирования.

В целом мы должны учесть, что, хотя со стороны налоговый кодекс выглядит очень прогрессивно, на деле он малоэффективен и построен на слепом копировании иностранного опыта. Разработанный без учета реалий страны, экономической структуры и существующих требований, в большинстве случаев законы, Налоговый, Таможенный и Уголовный Кодексы были приняты исполнительными органами, которые и должны заниматься исполнением этих законов, что является непреодолимым препятствием для бизнеса.

3) Приватизация имущества, банков, производственных предприятий и крупных госкомпаний, находящихся на государственном балансе и из-за неэффективного управления превратившихся в груз для бюджета и источник коррупции, может способствовать созданию в стране среднего и крупного бизнеса. Это также приведет к сохранению валютных средств в стране, крупных сумм, вкладываемых бизнесменами в приносящих небольшой доход недвижимость, что наряду со снижением безработицы и бедности, принесет предпринимателям крупные доходы.

Чтобы увидеть, настолько эффективна и полезна была массовая приватизация, достаточен опыт соседней Грузии. Приватизация госкомпаний-монополистов, превратившихся в источник коррупции, создание в находящихся в их монополии сферах обстановки свободной конкуренции и другие либеральные экономические и политические реформы в Грузии привели к четырехкратному росту ВВП страны. Кроме того, они основательно подорвали корни коррупции в госаппарате, т.к. многие коррупционные деяния появляются в ходе управления госимуществом.

Являющиеся грузом для бюджета, не производящие какую-либо конкурентоспособную продукцию, опирающиеся на порядки середины прошлого столетия научные учреждения Академии Наук должны быть оптимизированы, превращены в небольшие структуры, финансирование которых должно осуществлять за счет грантов, а не только за счет изъятий из бюджета.  

В результате осуществления предложенных реформ, Азербайджан может превратиться в государство, с успешной экономикой и стабильным обществом, не только не зависящего от нефтяных цен, но и тратящего свои карбогидратные ресурсы для экономического процветания. Например, только предоставление национальным промышленным предприятиям нефти и газа по льготным ценам, может дать им ощутимое преимущество при конкуренции с предприятиями таких стран, как Армения, Грузия и даже Турция. Приватизация крупных госкомпаний приведет к появлению сотен эффективных и мобильных малых и средних субъектов бизнеса и ликвидации безработицы.

Эти и другие предлагаемые независимыми экспертами реформы следует начать немедленно,  чтобы спасти государство от требований выдачи гражданам пособий из бюджета и обеспечить превращение большинства экономически активного населения в налогоплательщиков.

Гашгай Исмаил
Председатель Общественного Союза «FINANCE – Прозрачный бюджет»
 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей