Последнее обновление

(25 минут назад)
Promising corridors: Zangezur and Araz. Turan

Promising corridors: Zangezur and Araz. Turan

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вызвал новую волну повышенного интереса на Южном Кавказе своим неожиданным предложением изучить альтернативный коридор взамен Зангезурского коридора, который соединяет Азербайджан и его эксклав Нахчыван с остальной частью страны. Высказывания Эрдогана прозвучали после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Нахчыване 25 сентября, на которой обсуждался спорный транспортный маршрут.

Предложение Эрдогана зависит от готовности Армении к сотрудничеству. Он заявил, что если Армения откажется от проекта Зангезурского коридора, Турция и Азербайджан создадут новый транспортный коридор через Иран. По его мнению, этот коридор послужил бы жизненно важной артерией для глобальных грузоперевозок, проходящей в направлении восток-Запад через Южный Кавказ.

"Зангезурский коридор станет второй транспортной артерией глобальных грузоперевозок в направлении Восток-Запад через Южный Кавказ после Баку-Тбилиси-Карс", - заявил Эрдоган. "Его реализация зависит от политической воли Армении".

Слова Эрдогана, которые можно было бы расценить либо как оливковую ветвь, либо как завуалированный ультиматум, вызвали неоднозначную реакцию региональных экспертов. Томас де Ваал, аналитик Европейского центра Карнеги, предположил, что Турция и Азербайджан, возможно, готовятся выдвинуть ультиматум Армении относительно Зангезурского коридора при потенциальной поддержке России. Это ознаменовало бы значительную эскалацию продолжающегося спора о будущем коридора.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян, однако, категорически отверг предположение о том, что Армения когда-либо брала на себя обязательства по созданию коридора. Он заявил: "Армения никогда и нигде не брала на себя обязательств по коридору, ни письменно, ни устно, и никогда не примет подобные комментарии". Позиция Пашиняна противоречит пункту 9 Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, в котором говорится, что "Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными регионами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой".

Недавние события следуют за историей дискуссий вокруг Зангезурского коридора. В июле этого года на совместной встрече официальных лиц Азербайджана и Ирана была подчеркнута важность расширения регионального транзитного потенциала. Они обсудили ускорение реализации проектов, направленных на развитие и диверсификацию транспортных связей, включая установление новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой через Иран.

Одной из важных альтернатив Зангезурскому коридору является "Аразский коридор", к развитию которого Иран проявил интерес. Этот коридор, который соединил бы Азербайджан с Нахчываном через Иран, приобрел популярность в качестве потенциальной замены спорному маршруту через Армению. Прогресс в реализации этого проекта был приостановлен в 2022 году из-за различных геополитических факторов, включая действия Ирана против Азербайджана и террористическую атаку на посольство Азербайджана в Тегеране.

Учитывая неопределенность будущего Зангезурского коридора и альтернативные маршруты, еще неизвестно, пересмотрит ли Армения свою позицию. Предстоящая встреча премьер-министра Пашиняна и президента Алиева 5 октября в Испании может стать ключом к разрешению этого продолжающегося спора. Возможность конструктивного исхода была подкреплена недавними событиями и предполагаемым сдвигом в динамике региона Южного Кавказа.

Геополитическая связь

В сложном переплетении международной геополитики и глобальной торговли немногие коридоры соответствуют стратегическому значению Зангезурского коридора. Этот узкий проход протяженностью всего 50 километров служит связующим звеном между пространствами  Большой Европы и Большой Азии. Однако его значение выходит далеко за рамки его скромных размеров, поскольку он эффективно перекрывает два важнейших маршрута Север-Юг и способствует созданию Среднего коридора, связующего звена, имеющего экономическое и геополитическое значение.

Чтобы понять масштаб роли Зангезурского коридора, нужно оценить его роль в объединении Кавказского транспортного узла с коммуникациями, простирающимися в четырех основных направлениях света. Более того, он соединяется с иранским транспортным хабом, позиционируя себя как ключевой узел транспортной сети южного полушария.

С северного направления, охватывающего Западную Европу, Россию, Центральную Азию, Турцию, Грузию и Азербайджан, а также с южного фронта, состоящего из Ирана, Индии, Персидского залива, были предприняты значительные усилия для реализации мечты о транспортном воссоединении между Югом и Севером. Эти усилия продолжаются быстрыми темпами, особенно в иранском секторе этого монументального проекта.

В 21 веке геоэкономическое и геополитическое значение международных транспортных сетей возросло в геометрической прогрессии, придав транспортному коридору Север-Юг первостепенное значение. Эта многогранная сеть, охватывающая более 7200 километров, может похвастаться морским, железнодорожным и автомобильным сообщением. Это обещает сократить расстояние и время до 40% по сравнению с обычными маршрутами, что приведет к снижению затрат на 30%. Индия, в частности, выиграет, сэкономив до 20% на контейнерных перевозках в страны СНГ и Центральной Азии.

Потенциал этой транзитной сети по замене маршрута через Суэцкий канал - перспектива, которую нельзя недооценивать. Теоретически это могло бы сократить протяженность нынешнего Суэцкого маршрута с 16 000 километров до всего лишь 7200 километров и сократить время в пути между Южной Азией и Северной Европой с 60 до 30 дней. Такое развитие событий значительно снизило бы стоимость континентальных перевозок и могло бы бросить вызов превосходству Суэцкого канала.

В рамках грандиозной схемы геоэкономической перестройки Индия и Китай, гиганты Южной Азии, оказываются в условиях жесткой конкуренции на фоне быстро меняющегося глобального ландшафта. Появление коридора Север-Юг в качестве мощного конкурента китайской инициативе "Один пояс и один путь" подготовило почву для битвы за изменение динамики мировой торговли. Индия, извлекая выгоду из потенциала международного транспортного коридора Север-Юг, стремится создать новые альянсы и политику в обход Пакистана, тем самым ограничивая влияние Китая в регионе за счет инвестиций в порт Гвадар.

Перед лицом растущего влияния Китая в соседних с Индией странах Нью-Дели осуществляет значительные долгосрочные инвестиции в иранскую свободную зону Чабахар, чтобы использовать транзитный потенциал Южной Азии в ответ на китайские инвестиции в пакистанский порт Гвадар. Чабахар, расположенный на границе пакистанского Белуджистана, предлагает Индии жизнеспособную альтернативу Гвадару.

В этой борьбе за превосходство и Индия, и Китай выиграют от иранского узла Север-Юг, несмотря на их ожесточенное соперничество. Свободная зона Чабахар с добавлением порта Чабахар и ее обширной территорией в 80 000 гектаров является стержнем коридора Север-Юг, соединяющего Оманское море с Индийским океаном.

Этот монументальный транспортный коридор, задуманный в 2000 году и впоследствии ратифицированный в 2002 году, получил поддержку множества стран. От Армении и Азербайджана до Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Кыргызстана, Турции, Сирии и Болгарии - несколько стран присоединились к этой преобразующей инициативе. Кроме того, европейские страны, такие как Финляндия, Эстония и Латвия, выразили заинтересованность в участии, укрепляя этот проект как один из важнейших коммуникационных маршрутов Евразии, в грандиозном масштабе переплетающий судьбы европейских, западноазиатских и центральноазиатских государств.

Что такое Коридор?

В продолжающихся дискуссиях, связанных с Зангезурским регионом, термин "коридор" стал ключевым понятием. Это представляет собой ключевой элемент в сложной геополитической динамике региона, особенно в контексте озабоченностей Армении и устремлений Азербайджана.

По своей сути коридор можно определить как обозначенный проход или маршрут, который позволяет перемещать товары, людей или услуги между двумя различными районами. В случае с Зангезурским коридором дискуссии вращаются вокруг опасений, что он может приобрести статус экстерриториального прохода. Для Армении это развитие событий вызывает серьезные опасения по поводу ее территориальной целостности, особенно в Мегринском районе, поскольку историческая юрисдикция Западного Зангезура, ныне известного как Мегринский район, когда-то принадлежала Азербайджану.

Позиция Армении по этому вопросу однозначна: она не намерена предоставлять Азербайджану коридор через свою территорию. Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян выразил готовность открыть дороги для Баку, что имеет важное значение в текущих переговорах. В заявлении Пашиняна подчеркивается готовность Армении облегчить транспортировку для Азербайджана, не предоставляя ему выделенный коридор.

Примечательно, что позиция Азербайджана по созданию Зангезурского коридора пользуется широкой международной поддержкой.

Чтобы понять концепцию транспортного коридора в международном лексиконе, крайне важно отличать его от простого участка дороги. Транспортный коридор включает в себя многогранную сеть взаимосвязанных элементов, включая специалистов по логистике, персонал железнодорожных станций, таможенников, налоговых инспекторов и пограничников. Каждое из этих подразделений играет ключевую роль в обеспечении бесперебойного функционирования коридора. Основной целью этой сети является оптимизация работы всей системы в целом, изучение более эффективных методов доставки и обеспечение законности и налогообложения транзитных товаров.

После его активации Зангезурский коридор неизбежно приобретет статус полноценного транспортного коридора, дополненного сложной сетью системных элементов, описанных ранее. Учитывая исторически напряженные отношения между Азербайджаном и Арменией, этот коридор потребует повышенных мер безопасности для обеспечения его функциональности. Кроме того, он является неотъемлемым компонентом Международных транспортных коридоров (МТК) Север-Юг и ТРАСЕКА, что придает ему международное значение и усиливает его значимость в более широком региональном контексте.

Стоит отметить, что даже в советское время, когда Зангезурский (Мегринский) транспортный участок существовал в пределах одной страны, его обычно называли коридором. Такие эксперты, как Владимир Егоров, директор научной школы "Экономическая теория" Российского экономического университета им. Плеханова, и Владимир Столл, профессор Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, подчеркнули, что недавние соглашения между Азербайджаном, Арменией и Россией обладают потенциалом для возрождения "транспортного коридора", который когда-то в советское время соединял Азербайджан с Нахичеванским эксклавом. Эта перспектива подчеркивает историческое и геополитическое значение коридора в регионе.

Коридор как гарант стабильности и мира

В разгар сложных дискуссий вокруг Зангезурского коридора от Еревана можно ожидать прагматического сдвига, несмотря на неоднозначную и противоречивую риторику армянской стороны. По мере того, как мы углубляемся в суть глобальной транспортной политики и интересы транснациональных компаний, стремящихся оптимизировать перемещение товаров при одновременном сокращении издержек и времени транзита, становится очевидным, что логистика региона обладает огромной привлекательностью. Армения, в этом контексте, остается ключевым, но сложным транспортным узлом, который нельзя обойти стороной и, что более важно, нельзя игнорировать, даже если это влечет за собой нежелательные последствия. Ереван все больше признает эту реальность.

Значительное событие произошло в июне этого года, когда была созвана трехсторонняя рабочая группа в составе вице-премьер-министров Азербайджана, Армении и России. Результатом этой встречи стал всеобъемлющий документ, в котором подчеркиваются первоначальные шаги по разблокированию транспортных связей в регионе, начиная с восстановления железной дороги Ерасх—Джульфа—Мегри—Горадиз. В документе также излагаются ключевые принципы пересечения границы между Азербайджаном и Арменией, подчеркивается важность уважения суверенитета обеих стран, о чем заявил заместитель Премьер-министра Российской Федерации Алексей Оверчук.

Недавние события в Карабахе, которые внесли новый уровень ясности в геополитику региона, потенциально могут ускорить признание необходимости открытия Зангезурского коридора. Благодаря своему международному статусу этот транспортный узел может служить дополнительным гарантом региональной безопасности, в том числе и самой Армении. Любые попытки воспрепятствовать его развитию, вероятно, вызовут реакцию со стороны транснациональных структур, заинтересованных в его создании, что еще больше подчеркнет значение коридора на мировой арене. Поскольку геополитическая ситуация продолжает развиваться, судьба Зангезурского коридора может стать ключевым фактором, определяющим региональную стабильность и экономическое развитие.

Написать отзыв

Большой Восток

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей