Последнее обновление

(36 минут назад)
Сенат Франции принял резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорный Карабаха. 25.11.2020

Сенат Франции принял резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорный Карабаха. 25.11.2020

Сенат Франции принял резолюцию, требующую введения санкций против Азербайджана.

В резолюции также выражается поддержка территориальной целостности Армении и осуждается операция, проведенная Азербайджаном в Карабахе 19-20 сентября 2023 года. Документ также требует возвращения армян в Карабах и гарантию их безопасности.

Также резолюция требует  «немедленного вывода азербайджанских войск с суверенной территории Армении», осуждаются аресты политических лидеров карабахского сепаратистского режима и призывает ЮНЕСКО направить  в «Нагорный Карабах» на миссию  для подготовки отчета «о состоянии культурного и религиозного наследия».

Кроме того, резолюция требует принятия самых жестких мер за «военную агрессию», включая такие санкции как конфискации активов лидеров Азербайджана и наложение эмбарго на импорт нефти и газа.

Это не первая такого рода резолюция Сената Франции. Аналогичная резолюция была принята и после победы Азербайджана во второй карабахской войне в 2020 году.

В ответ комитет Милли Меджлиса Азербайджана по международным отношениям и межпарламентским связям обратился к правительству с призывом принять ответные меры. В числе этих мер - введение против Франции санкций, замораживание любых активов французских официальных лиц в Азербайджане в случае их обнаружения, приостановку всех экономических отношений с Францией, вывод всех французских компаний, включая Total, из Азербайджана, запрет на участие французских компаний в любом проекте, реализуемом по заказу правительства Азербайджана. Кроме того,  предлагается поручить Министерству иностранных дел предпринять шаги по признанию независимости Канаки (Новая Каледония - Ред.), Маохи Нуи (о. Таити и острова Общества – Ред.) и Корсики.

Своим видением происходящего делится с  ASTNA бывший дипломат Эмин Шаиг Ибрагимов.

* * * 

Вопрос: Вы, наверное, ознакомились с резолюцией Сената Франции, требующей введения санкций против Азербайджана. Справедлива ли эта резолюция?

Ответ: Я ознакомился с резолюцией, принятой Сенатом Франции. Дух  документа не нов. Обе палаты французского парламента, будь то Национальное собрание или Сенат, в прошлом принимали резолюции в этом же духе. Вообще, ни для кого не секрет, что в контексте конфликта с Арменией, Франция настроена против Азербайджана. Поэтому такая односторонняя позиция французского парламента, который на протяжении 30 лет так и не узрел оккупации Арменией азербайджанских земель, не может не обратить на себя внимание. Все это очевидно. Но ухудшение отношений с Францией, являющейся одной из ведущих стран Европы и Европейского Союза, не в наших интересах. Внешнеполитическая стратегия должна комплексно подходить к стоящим перед страной вопросам, вообще избегать линии обострения отношений с Западом и усиления зависимости от России.

Вопрос: Почему Франция предпринимает такие шаги? Почему она заинтересована в обострении отношений с Азербайджаном ради Армении?

Ответ: Мы должны видеть, что напряженность возникла не только с Францией. В целом, между азербайджанскими властями и коллективным Западом нарастает напряженность. Потому что в геополитическом соперничестве между Западом и Россией, наблюдающемся в регионе, власти Азербайджана вместе с Россией. Противостояние Запада и России тождественно антагонизму демократии и авторитаризму в регионе. С этой точки зрения, взаимодействие двух авторитарных режимов Азербайджана и России понятно. Естественно они не желают укрепления Запада и демократии ни в каком регионе. Несмотря на манипуляции, усиливающие дымовую завесу, совместные действия Алиева с Путиным на стратегическом уровне становятся все более очевидными. А то, что Армения в этом столкновении находится на стороне Запада, общеизвестно. В такой ситуации Запад воспринимает возможность нападения Азербайджана на Армению вместе с Россией как личную угрозу. То есть это не проблема Армении как таковой.

Вопрос: Вы, наверное в курсе шпионского скандала. Правдоподобно ли внедрение французами шпионов в Азербайджан? Какие цели могли преследовать французы?

Ответ: Одной из основных задач дипломатов является сбор информации о стране, в которой они работают, установление контактов с различными кругами. В какой момент эта деятельность и отношения пересекают черту шпионажа, является в значительной степени субъективной оценкой. Невозможно сказать что-то конкретное по существу, не зная деталей дела. Но я уверен, что  подобная деятельность была и в прошлом. Сейчас раздувание  этих вопросов происходит параллельно с ухудшением отношений. Все это темы, которые также подпитывают антизападную пропаганду властей. Страх этого правительства перед демократией заставляет его постоянно находиться в поисках тем для антизападной пропаганды.  Власти Азербайджана обычно пытаются вести антизападную пропаганду через Францию. Традиционная проармянская позиция Франции  как нельзя лучше срабатывает в азербайджанском обществе.  Темы  Франции и Карабаха, способствуют сплочению общества вокруг власти.

Все это вовсе не означает, что Франция белая и пушистая и не может оправдать несправедливую по отношению к нам позицию Франции. Но наша цель не должна заключаться в том, чтобы испортить все связи с Западом, поставить себя в полную зависимость от России, перекрыть путь к демократии и прогрессу. Если вы хотите обострить отношения, то всегда найдете для этого «законные причины». Авторитарный характер власти постоянно толкает ее в конфликте Запада и России в регионе не в ту сторону.

Вопрос: Комитет по международным отношениям и межпарламентским связям Милли Меджлиса Азербайджанской Республики обратился с призывом к правительству принять меры. Ключевым моментом здесь является прекращение всех экономических связей с Францией, вывод из Азербайджана всех французских компаний, включая Total, недопустимость участия французских компаний в каких-либо проектах, реализуемых по заказу правительства Азербайджана. Особенно обращает на себя внимание вопрос Тоtal.  Если Total и другие французские компании будут выдворены из Азербайджана, кто больше пострадает от этого?

Ответ: Такие взаимные шаги наращивающие  напряженность, не в наших интересах. Поиск оправданий этой линии напряжения и ее усиления не должен стать целью.  Нужно постараться выйти из этой ситуации. Однако то, что это произойдет при нынешней  власти, вызывает сомнения. Что касается Total и других французских компаний, то, само собой разумеется, их уход  из Азербайджана нельзя считать для нас хорошим развитием событий.  Вопрос не в том, кто больше пострадает. Продолжение этой линии напряженности противоречит нашим национальным интересам. В данный момент можно сказать, что национальные интересы сталкиваются с интересами авторитарного режима.

Вопрос: Почему все это происходит?

Ответ: В ответ на этот вопрос хочу еще раз подчеркнуть, что основной причиной всего этого является геополитическое столкновение в регионе и, соответственно, противостояние демократии и авторитаризма. Процессы показывают, что геополитическая конкуренция продолжит усиливать напряженность. По мере обострения этой конкуренции алиевская власть неизбежно будет вынуждена искать убежища в России - главном надежном покровителе авторитаризма в большинстве регионов. Это само по себе будет сопровождаться усилением авторитаризма в стране. Не случайно в последнее время в стране усилились репрессии. Все это происходит в контексте, который я упомянул. Я думаю, что также сохранится тренд внутриполитического ухудшения.

Вопрос: Какие шаги должны предпринять Азербайджан и Франция, а также третьи стороны для улучшения отношений между двумя государствами?

Ответ: Во-первых, нужно посмотреть, что значит иметь хорошие двусторонние отношения. Азербайджанские власти по традиции избегали институциональных связей с Западом, довольствуясь в основном деловыми связями с западными меркантильными кругами. Несмотря на то, что западные государства, критиковали для проформы неуважение к правам человека и демократии, отношения в основном были в этом формате. Но эта модель хороших отношений не отвечает нашим национальным интересам. То есть, когда мы говорим о хороших отношениях с Западом, мы не можем игнорировать институциональные связи, демократизацию. В противном случае все сотрудничество сводится к  интересам горстки людей. Не будем забывать, что Франция также является ведущим членом Европейского Союза. Без хороших отношений с Францией развитие этого направления невозможно. Поэтому для установления позитивных отношений с Западом в соответствии с нашими интересами в стране должен идти процесс искренней демократизации.

Но судя по всему, в ближайшем будущем отношения  будут усугубляться все больше. По мере обострения отношений с Западом, по всей вероятности, отношения с Францией будут демонстрировать особую динамику ухудшения. В регионе мы также видим, что Грузия и Армения добились определенного прогресса в отношениях с Западом и демократии. Поэтому правительству нужны темы, оправдывающие дружбу  с Россией. С этой точки зрения, самая лучшая и проверенная в этом плане тема – тема вражды с Арменией. В свою очередь, по мере того, как вражда с Арменией продолжается, Запад неизбежно наступает на нас, проармянская позиция  Запада  становится все более очевидной. В свою очередь,  власти используют  это для дискредитации линии сближения с Западом. На самом деле, наша цель не должна заключаться в том, чтобы доказать, что Запад против нас, что он занимает несправедливую позицию по отношению к нам. Это может быть тема для чьей-то пропаганды. Но это не поможет решить глубокие системные проблемы, с которыми сталкивается страна. Скорее, эта стратегическая линия создает для нас гораздо более глубокие проблемы и блокирует горизонты для прогресса страны. Однако для авторитарной власти это не проблема. Главный приоритет для них - максимально нейтрализовать  угрозу демократии.

Написать отзыв

Европа

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей