Последнее обновление

(2 часа назад)
president.az

president.az

В Баку 9-11  марта под эгидой президента Азербайджана Ильхама Алиева прошел  X Глобальный Бакинский форум на тему «Мир сегодня: вызовы и надежды».

Название диссонируется с прошлогодним   слоганом IX Глобального Бакинского форума: «Угрозы глобальному миропорядку».

В принципе выступление Алиева   продемонстрировало, что тема изменена не случайно. На прошлом форуме президент философствовал   о глобальных угрозах мирового миропорядка, о голоде и миграции в неблагополучной Европе, неравенстве между производителями и потребителями товаров и услуг, предлагал пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.  

В этот раз его выступление включало тезисы:

Реанимации продукта «холодной войны» -  Движения неприсоединения (ДН)

Приглашение Армении к миру без предусловий

Роль Азербайджана в энергетической безопасности Европы

Алиев возрождает ДН?

Движение неприсоединения берет начало с 1961 года в условиях конфронтации военно-политических блоков НАТО и Варшавского договора, когда ряд стран объединились для уклонения от диктата   США и СССР. Не случайно, что после поражения СССР в «холодной войне» активность ДН пошла на спад.

Сегодня нет СССР, но мир столкнулся с новым противостоянием  Западного полушария с восточным в лице России, Китая и целого ряда стран-изгоев, которые, кстати, входят в ДН.

По Алиеву  это противостояние не как блоковое, а  культурно-политическое -  Западное и Восточное.  

И здесь он видит роль ДН в следующем:  «Сегодня мы являемся свидетелями, пожалуй, самого серьезного конфликта между Востоком и Западом, который когда-либо происходил после окончания холодной войны. Движение неприсоединения может и должно играть важную роль в наведении мостов, формировании новых подходов к разрешению конфликтов и обеспечении основных принципов Движения неприсоединения – Бандунгских принципов. Эти принципы -  мир, сотрудничество, уважение территориальной целостности и суверенитета, а также неприкосновенность границ».

Алиев не без удовлетворения отметил, что ему за три года председательствования удалось преобразовать ДН  из «пассивного неприсоединения» в активное, которое может играть мультилатеральную (защита индивидуальных интересов через коллективное участие) функцию наряду с ООН и другими международными объединениями.

За годы возрождения организации он успешно использовал ДН для продвижения интересов Азербайджана, что естественно для таких организаций, которые выступают площадками для реализации чаяния государств в рамках международных принципов  и норм.    

На примере борьбы за справедливое распределение вакцин от COVİD 19 Алиев показал, что выступает защитником развивающихся стран перед лицом мира сильных сего, действия которых  охарактеризовал, как  проявлениям национализма.  

В институциональном плане  ему удалось создать парламентскую и молодежную сеть ДН с секретариатом  в Баку, а это означает, что он нацелен  на дальнейшую активность в ДН и после председательствования, которое завершится к концу года:  «Мы продолжим наши усилия после завершения нашего председательства в конце этого года. Потому что мы видим огромную потребность в таком движении в сегодняшнем раздробленном мире».

Пальмовая ветвь для  Армении

Несмотря на последовавшее обострение отношений с Арменией после IX Бакинского форума, Алиев выглядел на трибуне весьма миролюбиво.

В этот раз не грозил Еревану альтернативой - восстановления территории Азербайджана в границах 1920 года  в случае дальнейшей претензии на независимость армяно-населенной территории Карабаха.  

Цитата из IX Бакинского форума:

«Если Армения поставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана, то у Азербайджана не будет другого выхода, кроме как поставить под вопрос территориальную целостность Армении. С исторической точки зрения мы имеем на это право. История прошлого века ясно показывает, что в ноябре 1920 года, через шесть месяцев после советизации Азербайджана, советское правительство присоединило к Армении историческую часть Азербайджана Зангезур. То есть, если Армения попытается потребовать статуса армян в Карабахе, то почему бы азербайджанцам не потребовать статуса для себя в Западном Зангезуре? Население этих районов было сплошь азербайджанским».

Правда, тогда, через пару месяцев, Алиев продемонстрировал силу, установив военный контроль  над границей, не прошедшей демаркацию и делимитацию не по его  вине. За этим последовало октябрьские мирные переговоры в Праге, обещание премьера Пашиняна заключить мир с Азербайджаном, затем опять армянский шантаж Карабахом, очередная эскалация накануне ковидовского саммита ДН.   

«У азербайджанского народа есть моральное право на месть, и я это понимаю. Но мое послание воплотилось в жизнь, отомстив на поле боя», сказал Алиев упоминая о 28-летней армянской оккупации, разрушениях, геноциде азербайджанцев, и победоносной освободительной войне 2020 года.

«Сейчас настало время для мира», сказал он, выразив надежду, что  международные участники, пытающиеся посредничать, убедят Армению не упускать шанс.

«Короче говоря, мы хотим мира. Мы не хотим никакой другой войны. Мы считаем, что мир может быть достигнут. Вопросы, согласованные между Азербайджаном и Арменией в октябре прошлого года, в частности, уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга, на самом деле показывают, что препятствий для достижения мира нет».

Касаясь  будущего армянского меньшинства в Азербайджане,  Алиев  пообещал, что их  жизнь будет лучше, чем в период оккупации Арменией азербайджанских территорий.

Энергетический конек Алиев

Алиев хорошо оседлал энергетическую проблематику и оказался хорошим наездником в условиях, когда Европа чуть не впала  в энергетически стопор, вызванный войной России против Украины и как следствие введением западных антироссийских санкций.

Он не скрывал своего удовлетворения тем, что судьба подфартила Азербайджану тогда, когда уже были выстроены маршруты трубопроводов, а добыча каспийского газа и цены пошли вверх. Они  принесли не ожидаемые  дополнительные политические и финансовые  дивиденды, укрепившие положение страны на международной арене: «Мы уже изменили энергетическую карту Европы со строительством нефтепроводов и газопроводов, и теперь настала очередь линий электропередач, которые будут обеспечивать зеленую энергию…  Если в 2021 году мы экспортировали в общей сложности 19 миллиардов кубометров газа, то в этом году он превысит 24 миллиарда кубометров, и по крайней мере половина из них будет транспортироваться в Европу».

После последнего Бакинского форма Азербайджан заключил соглашения с международными корпорациями на производство   зеленой (солнечной и ветровой) энергии мощностью 25 гигаватт, которые направится в Европу по линии транссети Грузия-Черное море-Румыния. Это серьезный объем, если учесть, что все производственные мощности электроэнергии в стране достигают, где более 90% приходится на теплоэлектростанций, 7 гигаватт в час.  

Алиев сообщил, что Международная финансовая корпорация (IFC) обнаружила, что потенциал азербайджанского сектора Каспия  составляет 157 гигаватт +  40 гигаватт потенциала на суше.

И наконец, он вполне во восточному напоследок попытался  заинтриговать стремительно растущими логистическими возможностями страны-участницы форума, в числе которых  4 президента, 2 премьер-министра, 6 спикеров и министров, руководители 5 структур ООН, 25 бывших президентов, 21 бывший премьер-министр, заместители министров иностранных дел 23 стран, в целом 360 представителей из 61 страны.

 

Написать отзыв

Кавказ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей