Тема Западного Азербайджана в последнее время часто поднимается официальными лицами как из Азербайджана, так и из Армении.
7 января в интервью местному телевидению президент Азербайджана Ильхам Алиев затронул вопрос возвращения западных азербайджанцев.
«Этот вопрос не будет снят с повестки дня до тех пор, пока азербайджанцы не смогут обосноваться в Западном Азербайджане, включая Западный Зангезур, в безопасных условиях», — сказал президент.
Он добавил, что премьер-министр Армении Никол Пашинян должен принять представителей общины Западного Азербайджана. Ильхам Алиев также заявил, что «Зангезурский коридор должен быть открыт — и он будет открыт».
Впоследствии премьер-министр Армении опубликовал в своем аккаунте в социальных сетях сообщение о том, что Западный Азербайджан состоит из районов Газах, Товуз, Агстафа, Кедабек, Дашкесан, Кельбаджар, Лачин, Губадлин и Зангилан. За пределами этих районов Западного Азербайджана нет и быть не может. Пашинян также отметил, что обсуждение вопроса прав беженцев из Армении под термином «Западный Азербайджан» ставит под вопрос территориальную целостность Республики Армения, которая является субъектом международного права.
В ответном заявлении Западно-Азербайджанской общины премьер-министру Николу Пашиняну отмечается, что вопрос Западного Азербайджана касается не территории, а прав человека.
«Мы неоднократно заявляли, что уважаем территориальную целостность и суверенитет Армении. Что касается термина «Западный Азербайджан», то подчеркнем, что это концепция, основанная на исторических фактах и используемая в рамках нашего права на самоидентификацию».
Об этом агентству ASTNA рассказал историк и председатель Национального совета демократических сил Джамиль Гасанлы.
* * *
Вопрос: «Джамиль бей, в интервью 7 января, которое президент Ильхам Алиев дал местному телевидению, он затронул вопрос возвращения западных азербайджанцев. «Этот вопрос не будет снят с повестки дня до тех пор, пока азербайджанцы не смогут обосноваться в Западном Азербайджане, в том числе в Западном Зангезуре, в безопасных условиях», - сказал президент, добавив, что премьер-министр Армении Никол Пашинян должен принять представителей общины Западного Азербайджана. Насколько, по вашему мнению, реалистично предложение президента?»
Ответ: После победы в 44-дневной войне этот вопрос неоднократно обсуждался. Выражения и требования о возвращении в Западный Азербайджан и заселении Зангезура часто звучали со стороны руководства Азербайджана. Однако по мере усиления международного давления по этому вопросу Ильхам Алиев пояснил, что он имел в виду, чтобы западные азербайджанцы ездили на родину в качестве туристов. В своем последнем интервью 7 января он еще более жестко выразился и сказал, что если Армения создаст надлежащие условия, то западные азербайджанцы смогут вернуться на свои исконные земли. Проще говоря, должны быть предоставлены гарантии безопасности. Им должно быть предоставлено право жить там, и, конечно, должны быть созданы условия, которые позволят им действовать. «Это наше требование, и я надеюсь, что настанет день, когда западные азербайджанцы вернутся на свои родные земли», - заявил он. В то же время Ильхам Алиев добавил: «Этот вопрос не будет снят с повестки дня до тех пор, пока азербайджанцы не смогут поселиться в Западном Азербайджане, включая Западный Зангезур, в безопасных условиях». Дело в том, что когда руководство Армении предпринимает шаги по выходу из-под влияния России и стремится к интеграции с Западом, то именно тогда требования вернуться в Западный Азербайджан и обосноваться в Зангезуре усиливаются, и эта интенсивность идет параллельно с Россией. Если вы заметили, после того, как правительство Армении одобрило законопроект «О начале процесса членства Республики Армения в Европейском Союзе» и внесло его на обсуждение в парламент, эти требования Азербайджана начали вновь обретать актуальность. Например, сайт «Caliber.az» 11 января написал, что в случае вступления Армении в Европейский Союз Иран оккупирует Армению. Далее сайт добавил, что Азербайджан проводит независимую внешнюю политику и не намерен превращать свою территорию в полигон для западных государств. Во-первых, какая западная страна захочет превратить территорию Азербайджана в полигон? 20 процентов территории Азербайджана оккупированы российским оружием и при прямом участии России, более 30 лет они являются российским «полигоном», и после 44-дневной войны, почти четыре года присутствия российской армии на нашей территории ограничили наш суверенитет. Или возьмите случай московского корреспондента АПА — вместо того, чтобы расследовать отношение российских чиновников к сбитому две недели назад азербайджанскому самолету, он ходил от двери к двери, готовя новости и интервью под заголовком «В Евросоюзе Армению ждет только смерть». Один из факторов, который разжигает риторику вокруг Зангезура, как раз и заключается в этом.
«Насколько реалистичны требования Азербайджана о «возвращении»?» Думается, что в этом вопросе риторика недавно избранного американского президента Дональда Трампа о превращении Канады в штат США не сыграла большой роли. Конечно, следует учитывать, что восточные районы Армении и Зангезур на протяжении столетий являются исконной родиной азербайджанцев и турок. В частности, после оглашения речи первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в июле 1993 года на государственном уровне было подтверждено, что в 3 районах Армении и в Зангезуре азербайджанцы, составлявшие большинство, были насильственно изгнаны, а на государственном уровне была проведена этническая чистка. Однако следует отметить, что основы возвращения на родину насильственно изгнанных азербайджанцев были подорваны тем, что сами Алиевы выдали им азербайджанское гражданство и азербайджанские паспорта. Несомненно, это было необходимо Алиевым для их собственных интересов во власти и на выборах. Но если бы их намерением было действительно вернуть этих людей на родину, их статус беженцев не должен был быть отменен. С другой стороны, если бы вопрос возвращения был реалистичным требованием, Армения могла бы выдвинуть аналогичное требование. Так же, как азербайджанцы жили на сегодняшней армянской территории, армяне жили и на азербайджанской территории. В интервью президента Ильхама Алиева это требование выдвигается, однако возможные последствия не принимаются во внимание.
Вопрос: «Позже в своем заявлении президент упомянул, что премьер-министр Армении в своем аккаунте в социальных сетях написал, что Западный Азербайджан включает в себя районы Газах, Товуз, Агстафа, Кедабек, Дашкесан, Кельбаджар, Лачин, Губадлинский и Зангеланский. За пределами этих районов нет и быть не может никакого Западного Азербайджана. Насколько прав Пашинян в этом вопросе?»
Ответ: Пашинян исходит из нынешних реалий. Обе стороны заявляют, что 90 процентов положений мирного соглашения согласованы. Остальные 10 процентов не связаны с территориальными вопросами. В этом случае разграничение и делимитация между Азербайджаном и Арменией, скорее всего, коснутся Газахского, Товузского, Кедабекского, Дашкесанского, Кельбаджарского, Лачинского, Губадлинского и Зангеланского районов. Однако в общественном мнении еще долго будет сохраняться выражение «Западный Азербайджан» в таких случаях, как Гейче, Веди, Басаркечар и Зангезур. Вероятно, что и армяне еще долго не забудут выражение «Арцах» и не быстро адаптируются к реалиям Карабаха. Но следует учитывать, что когда распался СССР, именно такими были международно признанные границы и территории, с которыми обе республики были приняты в ООН и Совет Европы. Оккупировав азербайджанские земли и сохраняя контроль над территориями, которые она аннексировала на протяжении 30 лет, а также присутствием российской армии в течение почти 4 лет после 44-дневной войны, Армения действительно нарушила эти реалии, проигнорировав международное право, Устав ООН и общепризнанные принципы международных отношений.
Вопрос: «Пашинян также заявил, что обсуждение прав беженцев из Армении под термином «Западный Азербайджан» ставит под вопрос территориальную целостность Республики Армения, субъекта международного права. Действительно ли правильно, когда страна ссылается на историю, чтобы называть свою территорию «Западным Азербайджаном»?»
Ответ: Знаете, это очень деликатный вопрос. Многие из тех, кто родился на землях, которые считали родиной как азербайджанские беженцы из Армении, так и армянские беженцы из Азербайджана, все еще живы. Людям пришлось хоронить родственников с обеих сторон. Сейчас очень трудно просто быстро все это забыть. Однако превращать вопрос беженцев в территориальные претензии также бесперспективно. И после Первой мировой войны, и после Второй мировой войны было много подобных конфликтов и споров между Францией и Германией, например, из-за Эльзаса и Лотарингии, которые на десятилетия стали «зоной конфликта» между двумя государствами. Но как только национальные границы стали во многом символическими, само время решило этот вопрос. Территориальные претензии, основанные на исторических ссылках, являются, в некотором смысле, своего рода исторической болезнью. В 1919 году многие государства на Версальской конференции предъявили обширные территориальные претензии. Например, иранская делегация потребовала, чтобы все территории, принадлежавшие Сефевидскому государству — государству Алиех от Железных Ворот Дербента на Кавказе до земель ниже Сырдарьи и Амударьи в Средней Азии — были возвращены Ирану. Армянские представители утверждали, что земли, принадлежавшие древнему Армянскому царству, должны быть переданы им. Тогда итальянцы заявили, что если после войны мировые территории будут разделены по такому критерию, то земли, некогда принадлежавшие Древней Римской империи, также должны быть переданы Италии.
Вопрос: «Ильхам Алиев также сказал, что «Зангезурский коридор должен быть открыт — и он будет открыт». Не увеличивает ли это, по сути, возможность возобновления военного конфликта между народами? Неужели Зангезурский коридор действительно может быть открыт военным путем?»
Ответ: Нет сомнений, что Зангезурский коридор должен быть открыт, и он будет открыт. Однако это не должно рассматриваться как ультиматум, а должно быть достигнуто в рамках нормализации отношений. Ильхам Алиев переводит вопрос в плоскость принуждения, превращая его в инструмент давления на Армению. В свете последних событий он использует его как средство подрыва интеграции Армении с Западом, и, как уже было сказано выше, формулирует его так, чтобы это соответствовало российским интересам. Например, долгое время азербайджанская сторона требовала, чтобы Зангезурский коридор охраняли российские военные и пограничники. Почему? Разве это не была попытка удержать Россию в регионе? Территория принадлежит Армении, решать, кто будет охранять коридор, — исключительное право Армении. Почему Азербайджан должен быть заинтересован в охране коридора Россией? Должно быть рациональное объяснение. Это одна сторона вопроса. Другая сторона заключается в том, что после первоначальной риторики относительно Зангезурского коридора после первой войны Ильхам Алиев заявил, что если Армения этого не хочет, то они уберут коридор с иранской территории — и дело даже началось. Теперь снова возрождается риторика открытия Зангезурского коридора военным путем. Однако не так давно помощник Ильхама Алиева по внешней политике Хикмет Гаджиев заявил, что Зангезурский коридор утратил свое значение. Другими словами, нет фиксированного, постоянного подхода к этому вопросу; подход меняется в зависимости от обстоятельств.
Вопрос: «Как вы считаете, действительно ли изгнанные из Армении азербайджанцы хотят снова жить в Армении или это всего лишь политическая риторика?»
Ответ: Мне трудно говорить от имени этих людей. В этом вопросе есть и моральный аспект. Однако следует учитывать, что после 44-дневной войны прошло более четырех лет, и из числа беженцев внутри страны на родину смогли вернуться только 2649 семей, в общей сложности 10381 человек. В ближайшие годы Азербайджан как государство должен поставить перед собой первоочередную задачу переселения внутренних беженцев на малую родину и включения их в земельную реформу, которая проводилась в 1990-х годах по всей стране. Ведь если у сельского жителя нет земли под ногами, то он скорее наемный работник, чем сельский житель, потому что есть принципиальная разница между чувством принадлежности арендатора и сельского жителя. Возвращение, конечно, желательно и понятно для обеих сторон — это выражение ностальгии по родине. Однако механизм его реализации не так прост. В настоящее время эта риторика в основном превратилась в инструмент давления. Так же, как раньше была риторика «быть президентом 40 миллионов азербайджанцев», которая служила не столько освобождению Юга, сколько средству давления на Иран.
Вопрос: «Как, по Вашему мнению, может быть решен вопрос изгнанных из Армении азербайджанцев?»
Ответ: Нам нужно двигаться к прочному миру. Пока Россия остается в регионе, она будет мутить воду и не допустит прочного мира между Азербайджаном и Арменией. Армения долгое время играла роль российского форпоста в регионе. Теперь, к сожалению, эту функцию выполняет Азербайджан. Путин и Алиев в этом и связанных с этим вопросах едины. Россия хочет добиться того, чего она не может сделать сама, через Азербайджан. Цель — не допустить, чтобы Южный Кавказ стал символом демократии Запада. Когда Армения начинает активные усилия по вступлению в Евросоюз, возникают и утверждаются требования территориальной целостности Западного Азербайджана. Для Алиева это что-то вроде кошмара. В настоящее время растущая напряженность в Зангезуре связана не столько с возвращением разочарованных в родных краях в Армению, сколько именно с этим связана. Вопрос изгнанных из Армении азербайджанцев (как и изгнанных из Азербайджана армян) прошел через тяжелые исторические этапы. Есть кровавые трагедии 1905-1906 и 1917-1918 годов, депортации 1948-1953 годов и этнические чистки 1988-1990 годов. Между народами существует не только политическое разделение, но и моральное разделение очень глубокое. Нужно время, чтобы эти раны зажили. Однако мы не должны допустить, чтобы процесс перерос во что-то похожее на случай Эльзаса и Лотарингии. В 1871 году Германия была сильна и удерживала этот регион; в Первую мировую войну французы были сильны и вернули Эльзас; в 1940 году немцы снова оккупировали его. Подход к вопросу с точки зрения «кто сильнее» сулит лишь долгосрочную нестабильность. Азербайджан выплачивает своим гражданам минимальную пенсию в размере 202 долларов и немного более высокую минимальную заработную плату, однако на 2025 год он принял военный бюджет в размере 5 миллиардов долларов. Эти годовые бюджетные расходы составляют 6,6%. Между тем, последние три года Россия ведет войну против Украины — и по сути против объединенного Запада — с военным бюджетом, составляющим около 6,2% от ее общего бюджета. Каждый предпринятый шаг должен иметь рациональное объяснение.
Написать отзыв