Munich Security Conference. gov.ge
Спустя три года президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь приняли участие в дискуссии на полях Мюнхенской конференции по безопасности. В этот раз панельная дискуссия носила повестку «Движущиеся горы? Обеспечение безопасности на Южном Кавказе», заменив название "Обновление по Нагорному Карабаху" дискуссии 15 февраля 2020 года.
Но за эти два года сменились не только названия панелей, но вся архитектура более чем 30-летнего армяно-азербайджанского конфликта. Оба участника дискуссии поменялись ролями - теперь Алиев выступает роли освободителя оккупированных азербайджанских территорий, а Пашинян видит свою миссию в спасении армяно-населенной части Карабаха от полного восстановления юрисдикции Азербайджана над своей исторически и международно признанной территорией.
Хотя в отличие от прошлогодней дискуссии стороны не так далеко ушли в глубину веков истории региона, ограничившись фактами советского и постсоветского периода, однако в вопросе урегулирования конфликта они сохранили переговорные позиции и подходы. Азербайджан, как и прежде, настаивает на поэтапном решении вопроса, а Армения на пакетном. Но содержание этих двух подходов существенно изменилось. До войны 2020 года азербайджанское поэтапное видение содержало: освобождение Арменией оккупированных территорий и последующее обсуждение статуса армяно-населенной части Карабаха с возможностью предоставления автономии. Армянская сторона увязывала возврат Азербайджану территорий с одновременным определением статуса, то есть признанием Баку независимости армян Карабаха, путем даже пусть формального референдума.
Освобождение оккупированных территорий Азербайджаном осенью 2020 года сняло с повестки дня армянское предусловие "Земли в обмен на статус". Армяно-населенная территория в рамках большого исторического Карабаха вернулась в лоно Азербайджана. И сегодняшняя повестка предусматривает фиксацию де-юре сложившегося статус-кво, то есть через подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией и решения вопроса армян Карабаха в контексте этого документа.
Сегодня поэтапная позиция Азербайджана включает: подписание мирного соглашения, предусматривающего взаимное подтверждение территориальной целостности, которое было объявлено сторонами на период денонсации договора о создании СССР, и затем начало диалога между Баку и армянами Карабаха об их будущем полноправном существовании в составе Азербайджана. Пакетный подход Еревана содержит: синхронное решение статуса армяно-населенной части Карабаха с подписанием мирного договора, где на первый план выдвигается договоренность по статусу, причем такого, который исключает юрисдикцию Баку над этой территорией.
В силу наличия этих двух взаимоисключающих подходов мюнхенская панельная дискуссия не удалась в плане несоответствия своему названию «Движущиеся горы? Обеспечение безопасности на Южном Кавказе». Модератору не удалось, как и два года назад, вывести стороны на конструктивный уровень обсуждения даже не в плане карабахского урегулирования, но и всей повестки безопасности Южного Кавказа. Этому не помогло присутствие премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, который не случайно оказался в центре восседавшей кавказской тройки. Возможно, если бы Гарибашвили выступил бы в роли модератора не только по статусу месторасположения на сцене Мюнхенской конференции, но и на Южном Кавказе, где он продемонстрировал миротворческие способности, то эффект от встречи мог быть иным. Грузинский премьер выступил посредником между Баку и Ереваном, ознаменовавшимся рядом решений, включая освобождение Азербайджаном группы армянских военнопленных и передачу Арменией карт заминированных территорий Азербайджана.
Наиболее важным предвестником оптимистичного сценария дальнейшего развития армяно-азербайджанского противостояния, на который не смогла пролить свет дискуссия Алиева и Пашиняна, стало заявление госсекретаря США Энтони Блинкина, который отметил "значительный прогресс" на пути к мирному соглашению между Баку и Ереваном. «Приятно слышать, что армяно-азербайджанский мирный процесс идет по плану и переговоры между двумя сторонами продолжаются», написал Блинкен в Твиттере по итогам встречи с Алиевым и Пашиняном.
Таким образом, Блинкен озвучил, что у мирного процесса есть План, по которому достигнут значительный прогресс и он развивается. Этот факт в некоторой степени подтверждает заявление Алиева, сделанное после трехсторонней встречи с Блинкеным. «Три дня назад мы получили ответ армянской стороны на наши предложения о мирном соглашении и сейчас они изучаются. На первый взгляд в армянской позиции есть прогресс, но он недостаточен».
Тезис Блинкена также подтверждают шаги доброй воли Армении в направлении Турции, когда Ереван протянул руку помощи Анкаре для ликвидации последствий ужасающегося землетрясения на юге стран. Принятие руки помощи со стороны администрации президента Реджеп Тайип Эрдогана, который увязывает урегулирование турецко-армянских отношений напрямую с решением армяно-азербайджанских, свидетельствует о том, что существенный положительный тектонический сдвиг произошел и в переговорном процессе Баку-Анкара-Ереван.
Пашиняну в отличие от статус-кво кануна 44-дневной войны сегодня намного сложнее идти на уступки под прицелом противников мира с Азербайджаном в армянском социуме, где эмоциональный фон зашкаливает от чреды политико-дипломатических и военных неудач на геополитическом фронте. Видимо поэтому президенту Франции Эммануэлю Макрону пришлось на мюнхенской площадке еще раз подчеркнуть поддержку Парижем действий команды и сторонников Пашиняна. "Я говорю это в присутствии моего друга, премьер-министра Никола Пашиняна, которого мы будем поддерживать в будущем, и с которым продолжим сотрудничество".
Написать отзыв