Последнее обновление

(3 часа назад)
Азербайджан: В мире поп-музыки мугам по-прежнему трогает сердца

 

Когда речь заходит об Азербайджане и музыке, то внимание внешнего мира занимает главным образом конкурс «Евровидение», а теперь и Дженнифер Лопес. Но исполнители мугама – древней азербайджанской музыкально-стихотворной формы для струнных и ударных инструментов, не видят в этом для себя угрозы. Западная поп-музыка и мугам – первая для гламура, второй – для газели, лирического стихотворения любовно-философского содержания, – могут мирно сосуществовать друг с другом, полагают они.

Самый известный исполнитель мугама Азербайджана, 55-летний Алим Гасымов, принимал участие в открытии финала конкурса «Евровидение» 26 мая и аккомпанировал азербайджанской конкурсантке Сабине Бабаевой во время ее выступления.

Исполнитель поведал EurasiaNet.org, что включение мугама в композицию Сабины Бабаевой стало неожиданностью, но это решение, по его словам, было «предопределено судьбой».

«Гости конкурса и телезрители смогли лично познакомиться с нашей богатой культурой», – отметил с гордостью певец.

Считается, что мугам, определенно самый популярный жанр народной музыки республики, существовал в Азербайджане еще до прихода в VII веке ислама, хотя, чтение Корана и суфийские музыкальные церемонии оказали на него определенное влияние.

В сельских районах к мугаму относятся с большим энтузиазмом, нежели в Баку – городе с населением свыше 2 млн человек, прослывшем в советские времена меккой джазовой музыки. Но закрепившаяся за столицей репутация одного из центров мугама – другими традиционными школами мугама являются сепаратистский Нагорный Карабах и город Ширван на востоке страны – означает, что поклонников этого жанра можно встретить буквально везде.

Сегодняшние признанные исполнители мугама, называемые по-азербайджански «ханенде», обычно являются приверженцами консервативных взглядов, но, все же, они не сетуют на суету вокруг проводившегося в столице зрелища под названием конкурс «Евровидение».

Подобные поп-музыкальные действа никак не могут повредить вековой репутации мугама, этого «центра вселенной» для азербайджанской музыки, полагает 82-летний Алибаба Мамедов – еще один известнейший ханенде и преподаватель искусства мугама, на счету которого множество сочинений данного жанра.

«Зарубежных гостей познакомили с нашей культурой, – сказал он о конкурсе «Евровидение». – Исполнение Алима Гасымова, являющегося нашей гордостью, прекрасно вписалось в шоу».

Подобное терпимое отношение ждет новое испытание в сентябре-октябре, когда поп-звезды Дженнифер Лопес, Рианна и Шакира выступят в Баку с сольными концертами, приуроченными к церемониям открытия и закрытия Чемпионата мира по футболу среди девушек до 17 лет Международной футбольной федерации (ФИФА) в Баку.

Правда, исполнителям мугама Азербайджана, по большей части зависящим от государственной поддержки, практически ничего и не остается, кроме как примириться с явным стремлением властей превратить Баку в региональный центр поп-музыки.

И президент страны Ильхам Алиев, и первая леди Мехрибан Алиева, возглавлявшая оргкомитет конкурса «Евровидение», «действительно очень поддерживают и помогают мугаму», восторженно отзывается еще один видный ханенде и декан отделения Государственной консерватории Азербайджана по классу мугама Ариф Бабаев: «Они организуют мероприятия, популяризирующие в мире наши народные музыкальные традиции».

Министерство культуры не ответило на просьбы о предоставлении информации о бюджетных ассигнованиях на поддержку мугама, но один из признаков такой поддержки в Баку просматривается вполне отчетливо.

В 2008 году здесь был открыт Международный центр мугама стоимостью 18,5 млн манатов (около 23 млн долларов), вмещающий концертный зал на 350 мест и студию звукозаписи. С тех пор в нем было проведено уже два крупных международных фестиваля мугама.

Сами исполнители мугама тоже не обделены вниманием. Большинство известных ханенде носят звание народного артиста и получают президентские надбавки, различные ордена и медали. Правительство и полуофициальный Фонд Гейдара Алиева регулярно задействуют исполнителей мугама на приемах и в зарубежных концертах.

На взгляд декана консерватории Арифа Бабаева, подобное внимание способствует повышению популярности мугама среди азербайджанской молодежи. «В настоящее время на нашем факультете занимаются более 100 студентов, и их количество год от года растет», – утверждает он.

Помимо граждан Азербайджана в это число входят студенты из Ирана, Турции и один молодой человек из Южной Кореи – «наша гордость», говорит о них Ариф Бабаев. По завершению четырехгодичного курса обучения выпускники не только занимаются исполнительством, но и преподают в консерватории или средних музыкальных школах.

Став признанными ханенде, они начинают получать немалые заработки по сравнению с доходом на душу населения Азербайджана, составляющим 10 200 долларов в год. Помимо денег, зарабатываемых на свадьбах и других мероприятиях, они получают еще и президентское пособие в размере 2 тысяч манатов (около 2 547 долларов) в месяц и зарплату преподавателя, составляющую 200-300 манатов (254,75 – 382,12 долларов) в месяц. Народным артистам полагается надбавка в размере 200 манатов в месяц.

Но все это приходит со временем. По словам 17-летнего Анара Ханкишиева, беженца из оккупированного Арменией Зангиланского района на юго-западе Азербайджана, несмотря на изначальные финансовые риски, связанные с карьерой в сфере исполнительского искусства, он твердо намерен учиться искусству мугама. «Это самый сложный, но и самый удивительный жанр музыкального искусства Азербайджана», – говорит он.

И пока такой энтузиазм живет в жителях Азербайджана, мугам, выстоявший перед лицом джаза, будет прочно удерживать свои позиции, предсказывает азербайджанский композитор поп-музыки Фаиг Суджаддинов.

«Мугам – это лучшее, чем Азербайджан может поделиться с остальным миром в сфере отечественной культуры, – полагает он. – Это очень самодостаточный вид искусства».

 

 

Шахин Аббасов является независимым бакинским журналистом.

 

Написать отзыв

Культура

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей