Неожиданный шаг Азербайджана: досрочные выборы, региональная дипломатия и политические интриги
При неожиданном повороте событий президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о досрочных президентских выборах, назначенных на 7 февраля 2024 года. Указ, подписанный 7 декабря, вызвал спекуляции о мотивах этого неожиданного решения.
Одновременно с объявлением о выборах в отношениях Азербайджана и Армении произошел прорыв. Обе страны объявили о прямом освобождении военнослужащих без привлечения посредников. Более того, заявления армянской стороны предполагали возможность заключения мирного соглашения между двумя странами в течение 5-10 дней.
Эти события произошли вслед за важной встречей помощника госсекретаря США Джеймса О. Брайана с президентом Ильхамом Алиевым во время визита первого в регион. Выбор времени для этих дипломатических шагов поднимает вопросы о взаимосвязи этих событий и их потенциальном влиянии на геополитический ландшафт.
Политический комментатор Арастун Оруджлу в интервью ASTNA вникает в сложную динамику, связанную с этими недавними событиями, размышляя о том, является ли решение президента Алиева назначить досрочные выборы стратегическим шагом, направленным на получение широкой общественной поддержки, или же на него влияет избранная группа политических оппортунистов, которые могут не совпадать с волей народа.
Поскольку Азербайджан стоит на перепутье, нация готовится к периоду повышенной политической активности и интриг. Предстоящие выборы и сопутствующие дипломатические события готовы сформировать траекторию политики Азербайджана, и мир внимательно следит за тем, чтобы расшифровать мотивы, стоящие за этими смелыми шагами.
* * *
Вопрос: Была ли необходимость в проведении внеочередных президентских выборов?
Ответ: Хотя на первый взгляд Ваш вопрос кажется простым, на самом деле он требует развернутого ответа. Если рассматривать вопрос с точки зрения хронологии, то в этом шаге никакой необходимости не было. Однако при анализе происходящего в последние годы, и прогнозировании ближайшего будущего как в стране, так и вокруг нее, открывается совершенно иная картина. Хотя иногда люди скептически относятся к этому, но 44-дневная война и ее последствия изменили не только геополитические реалии региона, но и азербайджанское общество. Пока второе, возможно, не так заметно, и это потому, что диалектическая динамика идет в соответствии с законами социологии. Это также относится к скорости, с которой происходят изменения. Постараюсь продемонстрировать это на простом примере. Последствия Второй Карабахской войны вызвали у людей двоякое чувство. С одной стороны, они были очень рады победе, а с другой, конечный результат вызывал у многих вопросы, а иногда и колебания и разочарование. Потому что победа была не полной. Но когда спустя 3 года была достигнута полная победа, азербайджанское общество в основном отнеслось к этому довольно прохладно. И это было признаком изменения в обществе в течение прошедших трех лет, подходов, отношений к происходящим событиям. Потому что ожидания в обществе после победы не только не оправдались, я бы даже сказал, что произошло прямо противоположное. Социально-экономическое положение усугубилось, бесправие и несправедливость усилились, коррупция приобрела более широкий размах, беззаконие стало чуть ли не правилом, чиновничий произвол в ряде случаев перерос, в прямом смысле этого слова, в форменное бесчинство. Этот список можно продолжить, но думаю то, что происходит в обществе одним словом: народ-победитель вместо отношения, которого он заслуживает, столкнулся с полной противоположностью. А это путь, который ведет к социологическому кризису. Потому что наряду со всем этим, «кредит победы», полученный правительством, стремительно иссякает. Сопоставляя перечисленные внутренние факторы с внешними воздействиями, мы видим, что риски возрастают. При таком раскладе у власти два пути: 1. Пойти на реформы, но это требует и времени, и стратегии, и команды реформаторов, а они на грани исчезновения; 2. Власть должна укреплять свои позиции за счет имеющихся у нее ресурсов, а одним из способов является продление срока ее легитимности. Причем сделать это надо до того, как кризис достигнет своей кульминации.
Вопрос: Почему эти выборы были объявлены внезапно? До президентских выборов оставалось 15 месяцев. Что могло вынудить власти решиться на столь поспешные, не скорую руку, за два месяца до старта внезапные выборы?
Ответ: Хотя выборы были объявлены внезапно, я бы не сказал, что к ним не готовились. Разумеется, были определенные расчеты, но поскольку они проводились в крайне узком кругу, это создало эффект внезапного объявления выборов, и в сущности для общества так оно и было. Одной из целей такого внезапного объявления выборов могло быть поставить всех перед фактом. Иными словами, для того чтобы добиться эффекта замешательства в лагере оппонента, и это получилось. А лагерь оппонентов шире, чем в предыдущие годы. Правда, он не организован, но есть почва для его концентрации, организации. Почва есть, но времени нет. Здесь я сделаю сноску - лагерь оппонентов вовсе не состоит исключительно из разношерстной оппозиции, которая не может найти друг сдругом общий язык, разгромленного гражданского общества и действующих без какой-либо системы, отдельных групп общественно-политических активистов. Сегодня в этом лагере чиновничья-олигархия, которая потеряла свои позиции во власти и та, которая понимает неизбежность этой потери, и у них, в отличие от первых, есть ресурсы. Поэтому понятно, что выборы были объявлены таким образом, чтобы не допустить создания альянса этих двух группировок и концентрации ресурсов. Также, есть и внешние факторы, ставшие причиной этого, и они в некоторой степени ускорили процесс. Сейчас Азербайджан стал точкой столкновения глобальных интересов, что не может не отразиться на ситуации внутри страны. С учетом сказанного, не представляется убедительным, что данное решение было импульсивным или спонтанным.
Вопрос: В предыдущих прогнозах говорилось, что прежде будет проведен референдум. Затем в ноябре следующего года состоятся парламентские выборы, а в декабре муниципальные выборы. Не было никаких идей о проведении внеочередных президентских выборов. Не будет ли слишком трудным проведение четырех выборов, если будет принято решение о проведении за год 3-х выборов плюс референдум,?
Ответ: Есть такое выражение: на переправе коней не меняют. В существующих условиях изменение системы политического управления путем проведения референдума могло быть пустой тратой времени как для власти, так и для страны. А времени мало, оно на грани исчезновения. Поэтому, хотя такой вариант был ожидаем до 44-дневной войны и для меня, было маловероятным, что такие шаги будут предприняты в послевоенный период. В Азербайджане существует централизованная президентская администрация, и на современном этапе цель, ее укрепление. Если это будет достигнуто, то для власти проведение парламентских и особенно муниципальных выборов не будет представлять такой серьезной угрозы, как сейчас. Что касается референдума, они могут провести его одновременно с парламентскими выборами. Потому что после того, как президент укрепит свою власть, в вопросы, вынесенные на референдум, не будет нужды включать изменения, касающиеся статуса власти и модели политического управления.
Вопрос: 17 марта 2024 года в России пройдут президентские выборы. Соответствующее Постановление было принято Совет Федерации Федерального Собрания России. Сразу после этой новости в Азербайджане было принято решение о выборах. Может ли, принятое в Азербайджане решение, быть связанно с выборами в России?
Ответ: Несомненно, это один из факторов, повлиявших на решение, принятое в Азербайджане, но считать его единственным главным фактором было бы неправильно. Несомненно, команда Путина в России постарается не сдать свои позиции. Более того, «восстановление союзного государства» и подобные претензии, озвученные членами командования в последние дни, не могут быть восприняты постсоветскими странами иначе как угроза. В том числе Азербайджаном. С другой стороны, пока трудно сказать, что будет происходить в России в ходе этих выборов и до них. Уверен, что правительство Азербайджана сейчас отдает приоритет укреплению собственных позиций и сохранению своего статуса. Другими словами, чтобы продлить легитимность.
Вопрос: Решение о выборах, последовавшие за ним достижение без каких-либо посредников соглашения между двумя государствами об освобождении азербайджанских и армянских военнослужащих, заявление армянской стороны о том, что мир между двумя странами может быть подписан в течение 5-10 дней, все это происходит в течение одного дня, и все это происходит на следующий день после встречи Джеймса О'Брайна с Президентом Ильхамом Алиевым в рамках визита в регион помощника госсекретаря США. Это совпадение или все это было согласовано?
Ответ: По поводу азербайджано-армянских мирных переговоры могут быть общие позиции, но согласованность всех шагов не представляется вероятным. Попытки провести мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией в двустороннем формате предпринимались задолго до визита О'Брайна, и в этом направлении были даже предприняты определенные шаги. Возможно, Вашингтон выразил поддержку этому процессу, и это ясно видно по реакции России. Я имею в виду упоминание «трехстороннего формата», содержащегося в заявлении представителя МИД России. Освобождение военнопленных было важным шагом как с гуманитарной точки зрения, так и из-за необходимости установления определенного взаимного доверия. Это также шаг, который сигнализирует о готовности сторон к двусторонним переговорам.
Что касается заявления армянской стороны о возможности подписания мира за 5-10 дней, я думаю, здесь нужно быть внимательнее. Армения может попытаться застраховать себя таким заявлением, чтобы если завтра соглашение не состоится или возникнет какая-то форс-мажорная ситуация, возложить ответственность на Азербайджан. Можно сказать «мы готовы и согласны, а Азербайджан саботирует мирный процесс». Самый оптимальный способ избежать этого - предпринять политические и дипломатические шаги, демонстрирующие готовность Азербайджана к миру. Выражаясь экономическим языком, получить максимум прибыли при минимуме издержек. В то же время, нет сомнений, что чем раньше будет подписано мирное соглашение, тем скорее снизится напряженность в регионе.
Вопрос: Сейчас есть надежда, что аресты могут прекратиться, а политические заключенные могут быть даже освобождены. Стоит ли надеяться на это?
Ответ: Пока признаки этого не просматриваются. Я бы даже сказал, что заметны противоположные тенденции. Например, как только было объявлено о досрочных выборах, первыми на это отреагировали дежурные рупоры "старой гвардии". Партия «Ени Азербайджан» еще формально не выдвинула своего кандидата, а старая гвардия уже начала раболепствовать перед Ильхамом Алиевым и, мало того, пустила в ход риторику вражды. Похоже, во власти существуют организованные группы, заинтересованные в сохранении пропасти между народом и властью. Они совершенно не заинтересованы даже в небольшом улучшении отношений между властью и обществом, поскольку такая динамика будет означать, что они окажутся не у дел. Поэтому «вороний хор», мгновенно начав петь дифирамбы Ильхаму Алиеву, демонстрировать открытую лесть, озвучил враждебные обвинения в адрес критикующих власти, пытаясь таким образом взять реванш. И цель очевидна: ему адресован месседж «без нас ваша власть не продержаться и дня». Хотя напротив, и риторика, и личность этих субъектов, вызывают в обществе отвращение. И это еще те, кто занимается пустословием, но есть и пострашнее их. Например, те, кто, обладая большими административными возможностями и широкими полномочиями, демонстрируют на каждом шагу, что защищают власть от несуществующих опасностей. И сейчас вопрос в том, какую сторону выберет Ильхам Алиев или кто-либо другой, если он станет кандидатом от правящей партии: поддержку общества или горстку политических барышников, вызывающих отвращение у народа? И отношение к арестам и политзаключенным будет зависеть от ответа на этот вопрос. К сожалению, на этот вопрос у меня нет ответа.
Написать отзыв