«Права человека и управление Интернет – неразрывно связано друг с другом», такова тема международной конференции, которая прошла в понедельник в Баку в преддверии Глобального форума по управлению Интернет (IGF) 6-9 ноября.
Организаторами встречи является кампания Expression Online Initiative, проводимой в преддверии форума IGF Институтом свободы и безопасности репортеров (ИСБР), Клубом прав человека и Медиа-центром. В конференции приняли участие представители правительства Азербайджана, институтов гражданского общества и СМИ, международных организаций.
«Интернет и права человека взаимно дополняют друг друга, трудно представить их в отрыве друг от друга», - сказала спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Мичтович. Важным шагом в международных усилиях по защите свободы в Интернет она назвала принятие 6 июля 2012 г. Советом ООН по правам человека специальной резолюции о свободе слова в Интернет.
Миятович указала, что некоторые государства практикуют фильтрацию Интернет, блокирование сайтов под предлогом защиты общественных интересов, национальной безопасности, борьбы с терроризмом, экстремизмом, разжиганием ненависти. Однако очень часто эти меры используются, чтобы заглушить критические голоса. «Интернет – это не виртуальное пространство. Это уже важная часть нашей жизни. Поэтому, не правильно делить права и свободы человека на off-line и on-line. Резолюция ООН нацелена на защиты как off-line свободы, так и on-line свободы. Свобода выражений не имеет границ», - сказала Миятович.
«Попытки государства блокировать сайты, вводить фильтрацию и другие попытки обречены на провал. Опыт показывает, что никакие ограничения не могли остановить волю людей к свободе», - сказала Миятович.
Касаясь ситуации со свободой выражений в Азербайджане, Миятович позитивно оценила политику правительства «открытых дверей». Она указала, что многие из тех, чей арест вызывал беспокойство, уже освобожден: Эйнуллы Фатуллаева, Эмин Милли, Аднан Гаджизаде, Джаббар Савалан, Заур Гурбанлы, Бахтияр Гаджиев. Однако в тюрьмах все еще содержатся другие журналисты и блогеры.
Миятович заявила о недопустимости преследования журналистов, их арестов, избиения и оказания других форм давления. Она отметила, что ОБСЕ хочет работать с правительствами для решения проблем, а не работать друг против друга.
Директор ИСБР Эмин Гусейнов сообщил, что в рамках подготовки к IGF, подготовлено исследование о состоянии свободы выражений в Азербайджане, в котором проанализирована ситуация в Интернет. Он отметил, что правительство декларирует о свободе Интернет, отвергая критику об имеющихся проблемах.
Активисты гражданского общества считают, что Интернет в Азербайджане частично свободен, а в стране есть Интернет-диссиденты. В тюрьмах сидят журналисты, правозащитники, блогеры, арестованные за on-line выражения.
Другой проблемой является некачественный Интернет. В Азербайджане 3,5 млн. пользователей, однако большинство пользуются устаревшей технологией dial-up и лишены скоростного Интернета. Технология 3G , предоставляемая провайдерами, также номинальна, поскольку скорость Интернет низка. Эти проблемы не решаются из-за отсутствия политической воли правительства, сказал он.
Представительница международной правозащитной организации Freedom House Кортни Радш (Courtney Radsch) коснулась практики ограничения Интернет в авторитарных государствах. По ее словам, опыт стран Ближнего востока и Северной Африки показал, что фильтрация не гарантирует предотвращение народных протестов, обернувшихся «арабской весной». Касаясь ситуации в Азербайджане, она обратила внимание на слабое техническое развитие и низкую скорость Интернета. Поэтому в регионах Азербайджана люди не могут смотреть youtube. Она считает, что это делается с целью предотвращения распространения альтернативной информации.
Международный эксперт Джон Кампфнер (John Kampftner )отметил, что Интернет имеет прямое отношение к свободе человека. Борьба с терроризмом, экстремизмом и детской порнографией не должна оборачиваться нарушением прав человека.
Президент Азербайджанского Интернет-форума Осман Гюндуз отметил, что за последние 5 лет Интернет в Азербайджане претерпел серьезное развитие. «Социальные медиа открыты, нет политической и идеологической цензуры», - сказал он.
Однако с ним не согласилась обозреватель радио «Азадлыг» Хадиджа Исмайлова.
«В Азербайджане есть цензура. Эта цензура - страха. Людей боятся, они не хотят быть допрошенными в МНБ», - отметила она и указала на факты преследования граждан за высказывания в социальных сетях.
Председатель профсоюза журналистов и член Совета прессы Мушфиг Алескерли выразил несогласие со сравнением Азербайджана с арабскими странами. Настойчивые напоминания о повторении в Азербайджане арабской модели, ошибочны, считает он.—06C-
Написать отзыв