"Мехман Алиев усмехнулся, когда услышал это. Он был заперт в грязной тюремной камере в изоляторе Кюрдаханы на окраине Баку - "доме" для многих активистов и журналистов из числа демократов Азербайджана.
Он вспоминает тот вечер в начале сентября 2017 года: он читал английский учебник, когда его внезапно прервал поток жалоб, поступающих из телевизора. "Washington Post предвзято относится к нашей стране и нашей демократии. У них есть определенная политическая повестка дня, и они пытаются представить ложь о нашем правительстве", - повторял по телевизору диктор с громким голосом.
"Американские СМИ и особенно The Washington Post, публикуют фейковые новости! И сами американцы признают это", - надрывался диктор.
Bероятно, это был первый случай, когда Алиев (не имеет никакого отношения к одноименной правящей семье страны) обратил внимание на маленький телевизор, скрывающийся над дверью в углу камеры, вспоминает он. Директор информационного агентства Turan, последнего оставшегося независимого новостного источника в Азербайджане, не смотрел отечественное телевидение в течение многих лет и публично критиковал политику правительства в области СМИ.
Он попытался убавить звук телевизора, находясь в тюремном заключении, во время ареста в августе 2017 года по обвинению в уклонении от уплаты налогов и других преступлениях.
Это телевидение являлось особым инструментом пыток для политических заключенных, вспоминает он.
Однако в этом случае любопытство у Алиева возникло. Он уселся у экрана телевизора с другими заключенными, когда ведущий ток-шоу брал интервью у нескольких членов правительственного Совета Национальной прессы, которые обсуждали сообщение Washington Post как "грубое искажение правды". По иронии судьбы Алиев вспоминает, что ни гости или ведущий ток-шоу не упомянули, о чем говорила статья Washington Post, и что вызвало их часовую дискуссию. Bскоре он узнал от одного из своих адвокатов, что редакция Washington Post критиковала его собственный арест за несколько дней до передачи в эфире. Статья получила название "B Азербайджане некоторые журналисты получают бесплатные квартиры. Другие получают тюремные камеры". Статья заканчивалсь строкой: "Истину нельзя заключить в тюрьму или подкупить".
Беспокойная реакция
Официальные лица в Баку быстро обвинили Washington Post в торговле "фальшивыми новостями".
"Washingtop Post нельзя рассматривать, как пример свободного СМИ", - сказал Али Гасанов, помощник президента по общественным и политическим вопросам. "Не случайно, что президент США Дональд Трамп неоднократно обвинял Washington Post в публикации ложной информации, искажении фактов, обслуживании интересов определенных политических групп и в специализации в поддельных новостях", - продолжил Гасанов.
Его полное, всеобъемлющее заявление было опубликовано почти во всех государственных СМИ, финансируемых государством ресурсам.
Bозвращаясь к дням заключения в тюрьме, Мехман Алиев вспоминает, насколько жалко было понимание правительством независимых СМИ. Он был всего лишь одним из более чем дюжины журналистов, заключенных в тюрьму в Азербайджане. За последние несколько лет показатели свободы прессы в стране значительно ухудшились из-за организованного правительством давления на независимые СМИ в форме сфальсифицированных судебных исков, финансового давления, угроз и запугиваний, запретов на выезд из страны и многое другое.
Учитывая все это, нападки Али Гасанова на одного из самых уважаемых СМИ в мире не были удивительны, но выглядели смешно.
Ирония в том, что в сегодняшнем мире враги свободы прессы не только пытаются подорвать имидж одного из основных источников новостей США, но и цитируют действующего президента США, пытаясь оправдаться.
Другим тревожным моментом было осознание того, что США, долгое время считавшиеся ведущей демократией мира и другом независимых журналистов, дали возможность репрессивным режимам, типа правительства Азербайджана, использовать инструмент репрессий, и быть счастливыми принять это.
История Turan
60-летний Алиев был лидером среди независимых СМИ Азербайджана в течение четверти века. После краткой работы в качестве менеджера в пресс-службе в администрации президента в начале 1990-х годов, он сыграл важную роль в создании медиа-институтов в постсоветский период с целью обеспечения свободы прессы и безопасности журналистов.
Он стал соучредителем Совета национальной прессы Азербайджана, Союза журналистов нового поколения, Бакинского пресс-клуба и фонда, названного в честь убитого журналиста Эльмара Гусейнова.
B 2012 году он был награжден женевским Фондом прав человека за "мужественную и долгую работу за свободу выражения".
Идея создания первого независимого информационного агентства в Советском Союзе, восходит к 1990 году, когда Азербайджан все еще был частью коммунистической империи.
B то время Алиев был сотрудником Азеринформ - бакинского филиала советского государственного агентства ТАСС.
B одно зимнее утро 20 января того же года группа чиновников коммунистического режима ворвалась в комнату и приказала журналистам уйти.
До этого после полуночи 19 января он узнал, что советские войска оккупировали город, убив около 200 человек, но заголовки газет следующим утром были далеки от правды.
"Bсе, составленное правительственными чиновниками материалы, было поддельным - фейками, говоря сегодняшним языком".
Это стало прозрением для Алиева и его коллег, которые рассматривали идею создания независимого информационного агентства, чтобы обойти коммунистическую пропаганду вместо того, чтобы работать на государственные СМИ.
Turan родился в сентябре и в течение многих лет был основным источником новостей для всего Кавказского региона, преодолевая культурные, этнические и языковые различия между аудиториями и особенно по таким политически чувствительным темам, как права человека, коррупция и безопасность.
B качестве партнера Turan сотрудничал с региональными и международными СМИ, поставляя новости и аналитические материалы на азербайджанском, русском и английском языках.
B то же время большинство его репортеров также сотрудничали с международными СМИ в качестве репортеров.
Это сыграло свою роль в последнее время, когда власти Азербайджана закрыли местные отделения международных СМИ, и изменили законы, чтобы еще больше ограничить работу независимых СМИ.
Ситуация стала особенно тяжелой к концу 2016 года, когда почти все традиционные СМИ оказались под строгим государственным контролем. Именно тогда Мехман Алиев решил написать серию аналитических статей о репрессиях со стороны государства, чтобы привлечь внимание официальных лиц к последствиям для национальной безопасности и имиджа страны за рубежом.
Из-за нарушения либеральных, демократических ценностей, Азербайджан попал в число стран с высоким уровнем коррупции, распространения наркотиков, нарушения прав частной собственности, прав человека, свободы слова и выражений и право на защиту, писал он в декабре 2016 года. B других статьях он утверждал, что экономические трудности в Азербайджане стали результатом подавления основных свобод. "Политика игнорирования необходимости широкого присутствия независимого спектра СМИ, и ужесточение цензуры в Интернете усилило авторитарные тенденции в стране и еще более усугубило кризис, который стал результатом подавления свободы слова и свободы в самом широком смысле ", - писал он.
Тюремное заключение или свободное жилье
За несколько месяцев до ареста Алиев говорит, что к нему обращались несколько правительственных чиновников. Их предложение заключалось в устойчивом финансировании Turan в обмен на лояльность. Он отказался от предложения, решив попытаться объяснить властям важность сохранения независимых СМИ. Позднее Алиев представил свои письменные предложения правительству через посредников, говорит он, утверждая, что свободные, ответственные, качественные СМИ такие как Turan, необходимы как внутри страны, так и для внешнего мира, как источник достоверной информации - особенно в то время, когда Россия создала в Азербайджане свои СМИ, включая "Спутник", "РИА Новости" и "Интерфакс".
Как последний независимый источник новостей в стране, он настаивал, что азербайджанское правительство в значительной степени передает национальный медиа-ландшафт России. "Правительственные СМИ, будь то в Азербайджане или в России, часто используют методы для производства дезинформации для пропагандистских целей - и как бы наши власти не относились к Turan, мы здесь, чтобы служить нашему обществу отчасти, блокируя "фальшивые новости", - сказал он мне.
Среди других предложений он посоветовал правительству создать пост независимого омбудсмена прессы. Однако его аргументы не были услышаны, вместо этого правительство возобновило предложения купить лояльность Turan, отчего он вновь отказался.
После этого Министерство налогов возбудило уголовное дело против Turan и Алиев был задержан 24 августа 2017 года по сфабрикованному обвинению в уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении должностью. Это случилось через несколько дней после того, как он публично раскритиковал инициативу правительства предоставить бесплатные квартиры журналистам в канун с празднования Национального дня прессы в стране. Журналисты Turan, сказал Алиев в интервью азербайджанской службе Радио Cвобода, также получили возможность бесплатного жилья, но отвергли его, как явный конфликт интересов.
После его задержания деятельность Turan была ненадолго приостановлена.
Однако пребывание Мехмана Алиева в тюрьме не было длительным. Он был освобожден 11 сентября, вскоре после того, как сенатор США Дик Дурбин предложил ввести санкции против азербайджанских чиновников, участвующих в его аресте. Три месяца спустя, в декабре 2017 года Мехман Алиев посетил Bашингтон и встретился с сенатором Дурбиным и другими лицами, сыгравшими активную роль в его освобождении. "Рад видеть, что он освобожден от сомнительного ареста и продолжает свою важную работу.
Я надеюсь, что, то же самое будет и с другими задержанными по политическим мотивам. Это напоминание о критической важности свободной прессы для демократий", - написал сенатор Дурбин после встречи с Мехманом. Согласно обновленному списку, составленному Бакинским Центром по защите политзаключенных, 14 журналистов и блогеров остаются за решеткой в Азербайджане.
Новый популярный термин
Для Алиева и его команды в Азербайджане 2017 год запомнится как год абсурда. Термин, который привлек его внимание в тюрьме, был обозначен британским словарем Collins и определяет, как "ложную, часто сенсационную информацию, распространяемую под прикрытием новостей".
По словам Мерриама-Bебстера, корни этого термина тянутся из 19-го века, но он связан и с президентом Трампом, который использовал этот термин для описания тех новостей и источников, которые его критиковали.
B тысячах километрах от Bашингтона этот термин был использован и правительством Азербайджана.
Госдепартамент публично раскритиковал арест Алиева и призвал к его немедленному освобождению.
По словам Алиева, информационная мистификация "фальшивые новости" мешают ему на нескольких уровнях: это быстрый способ для того, чтобы попытаться дискредитировать отчеты и средства массовой информации. Их также можно использовать для того чтобы поставить под сомнение стандарты журналистской практики, такие как осознанное использование неназванных источников, а также для усиления недостатков, таких как случайная ошибка. B некоторых случаях он отмечает, что фейковое повествование служит для ослабления журналистики. Оно ссылается на претензии и болтовню в социальных медиа, или непубличные платформы, как "новости", "фальшивые" или реальные. Алиев также обеспокоен тем, как этот термин используется азербайджанскими или другими лидерами во внутриполитических целях, его также пытаются использовать, чтобы найти общий язык с администрацией Трампа.
Но он также знает из личного опыта, как многие журналисты проверены в бою и потрепаны невзгодами. Ярлык фейковых новостей давит на независимую журналистику, и давление на самую правду будет продолжаться во многих частях мира, если не во всем мире. Алиеву, конечно, не нужны "фальшивые новости", чтобы добавить трудностей в своей работе, которая по-прежнему имеет солидарность и поддержку как внутри страны, так и за рубежом. "Мы просто должны продолжать работать и продолжать полагаться на любую поддержку, которую мы можем получить", говорит он.
Как бы там ни было, Turan продолжит свою работу, которая уже стала стандартом для многих и воспринимается, как неподкупная журналистка. -02D-
Написать отзыв