Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции и оргпреступности опубликовали в минувшее воскресенье результаты совместного расследования на основании баз данных панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, одного из крупнейших регистраторов оффшоров в мире.
Название этой фирмы, непосредственно связано с Азербайджаном, его политическим истеблишментом. «Панамское досье» стало одной из самых масштабных «утечек» информации об оффшорах и оффшорных сделках за всю их историю. В этом списке есть имена не только бизнесменов разного калибра, уклонившихся от налогов путем сложных и сомнительных операций, но премьер-министров, министров, депутатов парламента, президентов. В списке оказались и известные в Азербайджане фамилии, члены семьи президента.
Повторять обнародованные факты о зарубежных счетах, недвижимости, островах, яхтах, отелях известной семьи не имеет смысла. Об этом написано достаточно. Реакция на «панамское досье» везде была разная. Так, из-за этого скандала подали в отставку министр промышленности Испании Хосе Мануэль Сориа, премьер-министр Исландии Сигмюндюр Давид Гюннлейгссон. Своих постов также лишились глава чилийского отделения Transparency International Гонсало Делаво, глава австрийского банка Hypo Vorarlberg Михаэль Грахаммер.
Разумеется, и в Баку отреагировали на эти материалы. Отреагировали в привычной властям манере. Журналистку Хадиджу Исмайлову, проведшей совместно с коллегами из Международного консорциума журналистов-расследователей расследование о перекачивании многомиллионных средств из Азербайджана в оффшоры, посадили в тюрьму. Против СМИ, посмевших опубликовать эти материалы, началась гонения.
Скандал с «панамским досье» высветил ущербность фискальной системы страны, несовершенство законодательной базы, принятие законов под интересы правящей элиты. На первый взгляд, все обстоит неплохо: действует закон «О борьбе с легализацией добытых преступным путем денежных средств и другого имущества и финансированием терроризма», госслужащим запрещается участвовать в бизнес-операциях за границей и обладать счетами за рубежом. На деле же все дело сводится к контролю денежных переводов в потенциально рискованные страны, где действуют террористические организации. Что касается финансовых потоков в другие направления, то об этом информации почти нет.
В отличие от Запада в Азербайджане не действует закон о контролируемых иностранных компаниях, не практикуется декларирование госчиновниками собственных доходов и имущества (оффшорные компании и иностранные счета не исключение), а также о доходах и имуществе своих супругов и несовершеннолетних детей. В результате наши политики, чиновники с помощью панамской фирмы Mossack Fonseca отмывали деньги, заработанных сомнительным способом, избегали санкций и уходили от налогов. Они знают, что оффшорная схема - это не только юридическая защита и выведение из-под местного судопроизводства, но еще и удобный инструмент для сокрытия доходов и факта участия публичного лица в бизнесе.
На фоне этого громкого скандала Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) подготовила единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией, которые предусматривают переход на новый уровень финансовой и налоговой открытости. Налоговые органы стран-участников ОЭСР будут автоматически обмениваться информацией, которая будет включать в себя сведения об инвестиционных доходах (дивидендах, процентах, доходах от страховых контрактов и продажи финансовых активов и недвижимости), сумме остатка денежных средств на банковских счетах, бенефициарах трастов и акционерах компаний и т.д.
Пока азербайджанские власти не заявили о готовности присоединиться к международному налоговому обмену, а вот 40 государств, в том числе популярные в мире оффшорные юрисдикции Британские Виргинские острова и Гибралтар, утвердили график, в соответствии с которым они начнут автоматический обмен информацией уже в 2017 году (так называемые early adopters). Кстати, Россия заявила о том, что присоединится к международному налоговому обмену в 2018 году. По сути, все это означает, что использовать оффшоры в качестве «тайного кармана» мировой элиты будет уже невозможно. Очевидно, что многие компании продолжат использовать оффшорные юрисдикции для оптимизации налогов, но скрывать там ворованные деньги будет уже невозможно.
Написать отзыв