Qadınlara qarşı məişət zorakılığı halları nədən qaynaqlanır? (foto arxiv)
Баку/22.02.23/Turan: Азербайджан не присоединился к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвеция), но основные положения этого международного документа отражены в азербайджанском законодательстве, и выполняются государством, - заявила на бакинской итоговой конференции по представлению отчета "Защитные ордера по делам насилия против женщин и бытовому насилию" эксперт Совета Европы Роза Логар.
Присоединившись из Вены онлайн-режиме к бакинской конференции, Логар представила свой отчет состояния защиты граждан от домашнего насилия - как женщин, так и мужчин, детей, стариков и инвалидов. В отчете содержится анализ азербайджанского исполнения норм защиты людей от бытового насилия.
Конференция проводилась Госкомитетом по делам защиты семей, женщин и детей и Советом Европы. Проект "Расширение информированности в Азербайджане о Стамбульской конвенции и стандартов гендерного равноправия", в рамках программы "Партнерство для хорошего управления II, 2019-2022" финансировался Евросоюзом с 2020 года.
Логар считает, что Азербайджан проводит работу по защите женщин и других категорий от бытового насилия, центральным мероприятием в защите является выдача кратковременных защитных ордеров, дающих право полиции осуществлять защиту жертв насилия с помещением их в специальные приюты. Но применение этой меры затруднительно вследствие недоработанности многих процедурных моментов. К тому же защитные ордеры - главная, но только одна часть необходимой системы защиты людей. Это профилактика насилия, пропаганда соблюдения законов, правильный выбор тактики защиты, определение сроков назначения ордера и мест исполнения, защитных мер. Необходимо также обсудить и пересмотреть орган определяющий назначение ордера защиты, так как в ряде случаев назначение исполнительной власти в качестве определяющего исполнительного органа вызывает споры.
Защитные ордера бывают краткосрочные и долгосрочные. Практика применения этой меры в Австрии показывает, что неправильно осуществлять защиту жертвы вне ее жилища, делая ее (или его) беженцем. Напротив, следует удалять на безопасное для жертвы расстояние от жилища виновника насилия. Но тогда встает вопрос о собственности на недвижимость, ведь зачастую насилие осуществляет мужчина, - владелец дома. Поэтому, считает Логар, удаление виновника насилия от его недвижимой собственности для защиты жертвы не должно означать лишения права на собственность.
По мнению Логар, краткосрочные ордера не гарантируют от повторения насилия в будущем. Необходимо отказаться от правила, по которому вначале насильнику выносится предупреждение, потом определяется краткосрочный, затем уже долгосрочный ордер. Для предотвращения рецидива исполнительный орган должен иметь возможность сразу назначать длительную защиту гражданина.
"Кроме ареста насильников, необходимые другие меры воздействия, когда нет угрозы насилия. Тогда следует выбирать воздействие, не обязательно связанное с арестом. 1-2 дня мало для краткосрочного ордера. За это время в семье не успевают разобраться с ситуацией и прийти к общему знаменателю. Одна-две недели - хороший срок для кратковременного защитного ордера", - отметила австрийский эксперт. В ее стране краткосрочный ордер может продлиться до четырех недель, решением полиции.
Она также считает, что полиция должна защищать гражданина под ордером не только в его доме, но также в детском садике, школе, по месту работы, так как известны случаи, когда насильники выжидали и находили жертв вне жилого помещения, охраняемого полицией.
Следующим важным положением, по мнению Логар, должно стать правило для судей при определении меры воздействия брать за основу интересы детей, а не взрослых. Даже если ребенок видит насилие против третьего человека, его интересы ущемлены и тогда насильник должен быть удален от места нахождения ребенка. Об этом заявляет Стамбульская конвенция гласящая приоритет интересов ребенка над желаниями взрослых.
Долговременные и кратковременные защитные ордера могут применяться в случае любого насилия - не только мужчин против женщин, но и в отношении детей, стариков, инвалидов, мужчин. Также различные формы наказуемого насилия, включая ранние браки, сексуальные отношения, как в законной семье, так и в неоформленных фактических семьях.
В Азербайджане, - добавила Логар, - также как в других странах Европы следует найти способы бесплатной правовой защиты жертв гендерного насилия, так как нередко эти граждане лишены средств на оплату труда адвоката, а сами не могут оформить документы и заявления вследствие неграмотности. Обращающиеся должны быть освобождены от уплаты пошлин, налогов и других фискальных методов, причем необходимо обеспечить онлайн дистанционные формы обращения.
По словам Логар, в Австрии есть села, где нет интернета, у людей нет сотовых телефонов. Аналогично и в Азербайджане государство обязано обеспечить жителей таких населенных пунктов современными средствами бесплатной оперативной связи для вызова помощи.
"Даже в странах с длительным опытом реализации защитных ордеров, эффективность этой меры недостаточна. Необходимо определить санкции по возмещению ущерба пострадавшим от домашнего насилия, важна подготовка профессиональных кадров сферы социальной защиты, надо создать сеть из различных профильных государственных ведомств, сообща решающих задачу гендерной защиты. Нужны социальные убежища во всех регионах Азербайджана", - сказала эксперт. Она отметила успешную работу в Азербайджане сети местных органов власти в некоторых сельских районах.
Выступившая следом заведующая правовым департаментом Госкомитета по делам защиты семьи, женщин и детей Талия Ибрагимова сообщила, что, несмотря на пробелы в законодательстве, ГК старается на местах решать задачи защиты жертв насилия.
"В сравнении с прошлым годом в два раза увеличилось количество выданных кратковременных ордеров защиты. Если в прошлом году исполнительная власть выдавала ордера после переговоров с ГК, то в этом году ИВ в районах выдают ордера сами, без затягивания процедуры.
В 2022 году выдано 146 кратковременных ордеров, из них 46 предоставлены по инициативе Госкомитета. 100 ордеров выданы исполнительной властью по их инициативе. Мы сообщаем о сигналах с мест, размещаем информацию в специальной сети Wathsapp и на месте принимается решения об ордере.
В 2022 году выдано 12 долговременных ордеров защиты. В Азербайджане выдаются кратковременные ордера сроком на срок до 30 дней, после судебного решения может выдаваться долгосрочный ордер.
В 2022 году в ГК поступило 584 обращения с просьбой защитить от бытового насилия. Из них 20 поступило от мужчин, 475 - от женщин, 81 - от детей, 6 - от стариков и два обращения от лиц с нетрадиционной ориентацией. Большинство обращений пришло из Баку. 407 случаев - психологического, 17 - экономического, 5 - полового насилия. 301 жалоба поступила на мужей и 146 жалоб - на бывших мужей. 67 обращений по поводу насилия поступило со стороны родственников, - сообщила статистические данные Талия Ибрагимова.—0—
Написать отзыв