Последнее обновление

(6 часов назад)
Выборы в Иране стали неуправляемыми

До последнего момента протекавшая спокойно избирательная кампания в Иране, уже получившая скептическую оценку США как "несвободные выборы" с тщательно отобранными кандидатами, преподнесла сюрприз на самом финише. Расклад сил внезапно изменился, после того как в начале недели, за считаные дни до выборов, о выходе из президентской гонки объявили вначале экс-спикер парламента Голям-Али Хаддад-Адель, а затем бывший вице-президент Мохаммад-Реза Ареф (оба кандидата имеют репутацию умеренных). 

В результате число участников гонки сократилось до шести, при этом в списке претендентов остался единственный умеренный кандидат — бывший глава Высшего совета национальной безопасности Хасан Роухани. В конце 90-х он работал в команде президента-реформатора Мохаммада Хатами, снискавшего репутацию иранского Горбачева, и получил известность, возглавляя делегацию Ирана на ядерных переговорах. 

Как оказалось, уход сразу двух кандидатов-реформаторов оказался частью тщательно спланированной комбинации, призванной возродить интригу выборов и лишить одного из доминирующих в списке консерваторов легкой победы. О поддержке Хасана Роухани объявили сразу два экс-президента Ирана, имеющие репутацию реформаторов,— Мохаммад Хатами и Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. "Чувствуя ответственность за страну и судьбу ее народа, я призываю голосовать за моего дорогого брата Хасана Роухани. Я призываю это сделать всех, особенно реформаторов и тех, кто желает достоинства и прогресса нашей нации",— написал на своем сайте Мохаммад Хатами. "Я призываю проголосовать за доктора Роухани, который, прежде чем участвовать в избирательной кампании, посоветовался со мной",— заявил вслед за ним Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. 

Выйти из гонки и создать условия для консолидации реформаторов вокруг единого кандидата двух других претендентов — Голям-Али Хаддад-Аделя и Мохаммад-Резу Арефа — убедил не кто иной, как экс-президент Хатами, который остается для них непререкаемым авторитетом. Только после того как Хатами обратился к ним с письмами о том, что "продолжать участвовать было бы неразумно", Хаддад-Адель и Ареф сошли с дистанции. 

Последние опросы показывают, что, независимо от итогов голосования 14 июня, предвыборная комбинация двух экс-президентов оказалась сильным ходом: не считавшемуся фаворитом гонки кандидату-реформатору удалось выйти на вторую строчку в списке претендентов. По данным иранского агентства Mehr, на первом месте сейчас с 17,8% поддержки идет мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф, пользующийся репутацией консерватора, Хасана Роухани поддерживают 14,6%, на третьем месте еще один консерватор, нынешний глава делегации на ядерных переговорах Ирана с "шестеркой" Саид Джалили. При этом 30,5% избирателей не определились с выбором, а 11,3% предпочли не называть своих предпочтений. 

Несмотря на то что последнее слово в принятии ключевых решений в Иране остается за первым человеком в иерархии власти — лидером исламской революции, роль президента как главы исполнительной власти исключительно важна. Несмотря на наличие "генеральной линии", сформулированной аятоллой, основы политики во многом определяет президент. Хасан Роухани уже дал понять, что в случае избрания будет проводить политику, заметно отличающуюся от курса нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада. Хасан Роухани выступает за нормализацию отношений с Западом, вывод Ирана из изоляции и преодоление экономического кризиса — своего рода иранскую перестройку-2, у истоков которой стоял Мохаммад Хатами. 
 

 

Написать отзыв

Политика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей