15 мая Госдепартамент США опубликовал отчет «Международная свобода вероисповедания в 2022 году». В отчете Азербайджан вместе с Турцией, Египтом, Индонезией, Ираком, Казахстаном, Малайзией, Шри-Ланка и Узбекистаном включен в соответствии с законом «О свободе вероисповедания» в Специальный Контрольный Список грубых нарушений религиозных свобод.
В части отчета, касающейся Азербайджана, говорится, что условия свободы вероисповедания в этой стране в целом были оценены негативно. Отмечается также, что в Азербайджане усилен контроль правительства за всей религиозной деятельностью. В документе говорится, что азербайджанский закон требует государственной регистрации всех религиозных общин, разрешения правительства на использованную религиозную литературу и другие материалы.
В отчете говорится, что президент Ильхам Алиев в марте подписал некоторые поправки к закону о религии. Согласно одной из этих поправок, назначение имамов было изъято из номинально независимого Управления Мусульман Кавказа и передано Государственному Комитету по Работе с Религиозными Объединениями и таким образом, было официально оформлено вмешательство правительства в религиозные дела.
На вопросы ASTNA, касающиеся ситуации с религиозными свободами в Азербайджане, отвечает независимый журналист Арзу Абдулла Гульзаман.
* * *
Вопрос: В отчете госдепартамента США «Международная свобода религии в 2022 году» говорится, что в соответствии с законом «О свободе вероисповедания» Азербайджан включен в Специальный Контрольный Список грубых нарушений религиозных свобод.
Нарушаются ли религиозные свободы в Азербайджане?
Ответ: В Азербайджане самым грубым образом нарушаются не только религиозные свободы, но и все свободы, все права человека. Сегодня, когда умирает верующий его семье поступает указание не озвучивать во время погребения и поминальной трапезы каких-либо религиозных лозунгов. Они не дают людям даже расстаться с жизнью так, как им хочется. То есть в Азербайджане вмешиваются в дела не только живых, но и мертвых. Людям не позволяют исполнять религиозные обряды.
Во многих странах церемония Ашура массово проводится на улицах и полиция поддерживает безопасность участников. В Азербайджане же все наоборот. С помощью полиции правительство разгоняет церемонию Ашура. Гражданам запрещено проводить эту или любую другую религиозную церемонию даже дома. Если вмешиваются в то как мы ведем себя дома, то говорить о свободах не стоит вообще.
Гражданин был доставлен в полицейский участок только за то, что на его одежде была надпись: «Йа Хусейн!». Это ли не удушение свободы выражения, не попрание человечности? То, что продававших в своих магазинах рубашки с написанными на них религиозными лозунгами, оштрафовали на большие суммы, на самом деле является иллюстрацией диктатуры.
Вопрос: Но иногда под видом религии пропагандируется радикализм. Или ведется пропаганда иных центров иностранного влияния, в том числе Ирана. Если это так, то как государство должно с этим бороться?
Ответ: В Азербайджане пытаются породить религиозный радикализм. Например, за последние 5 месяцев начались массовые аресты верующих шиитов по обвинению в наркотиках. Тролли в социальных сетях, вдохновившись, запущенной правительством против граждан массовой кампанией клеветы, оскорбляют шиизм и шиитов. Как известно, социальные сети находятся под сильнейшим контролем. Любой оппозиционный статус против власти становится причиной оговора в распространении наркотиков и арестов.
Даже в Гянджинском деле сотни молодых людей были осуждены на годы тюремного заключения и подверглись ужасным пыткам именно из-за своих статусов в социальных сетях. Сегодня в общем борьбы с теми, кто оскорбляет шиитов не ведется. Следовательно в стране есть силы, которые хотят религиозного противостояния.
По поводу пропаганды Ирана и того, как государство предотвращает это. Идеологическое вмешательство какой-либо страны в Азербайджан недопустимо. Потому что мы легкоуправляемый народ. Мы быстро забываем свое прошлое, нас совершенно не интересует настоящее время.
Что касается иранской пропаганды, то такой подход также является мемом, а точнее жупелом, созданным проправительственными медиа и телеканалами. Обратите внимание, шиитских верующих, подвергнутых оговору в распространении наркотиков, правительственные медиа и структуры представляют как «иранских шпионов». То есть этот мем формирует в стране само правительство.
Отмечу также, что азербайджанский гражданин не сможет ввезти в Азербайджан ни грамма наркотиков из Ирана или какой-либо другой страны. Это невозможно. Это точно знает каждый, кто хоть раз в жизни выехав из страны, вернулся в нее. Задержание на границе Грузией 15 тонн наркотиков перевозимых из Азербайджана, в очередной раз доказало, что наркоторговлей в Азербайджане не занимаются ни верующие, ни какой-либо рядовой гражданин. В крайнем случае, кто-то может быть курьером. Но развитие наркоторговли зависит не от курьеров, а от стоящих во главе баронов.
Что касается иранской пропаганды, то, когда президент сказал некоторое время назад: «Мы с Ираном два братских государства, и Худаферин - это мост братства», народ этому вторил. Впоследствии, когда президент начал высказывать полную противоположность этой идее, народ снова стал вторить. То есть в Азербайджане народ привык руководствоваться мнением президента. Не будем себя обманывать.
Вопрос: В Азербайджане в свое время происходили преследования и аресты членов Исламской партии, а затем ваххабитов, бахаи. Позднее произошли Нардаранские события. Были проведены аресты под названием «Охота на нурсистов». А сегодня мы свидетели того, что в периоды обострения отношений с Ираном под предлогом «иранской шпионской сети» арестовывают членов движения «Мусульманское единство» и других верующих-шиитов. Это означает, что в Азербайджане постоянно осуществляется контроль над верующими. Чего опасается правительство, осуществляя этот контроль? Чего оно добивается? К чему это может привести?
Ответ: Во-первых, преследования членов Исламской партии продолжаются по сей день. Исполняющие обязанности председателя партии всегда подвергаются аресту. Не успел выйти на свободу бывший председатель, политический заключенный, приговоренный за 12-минутную речь к 12 годам лишения свободы Мовсум Самедов, как был арестован и приговорен к 16 годам лишения свободы, заменивший его Ильхам Алиев (тезка главы государства). В то же время Движение «Мусульманское единства» подвергается преследованиям и арестам со дня своего создания. Кроме того, членов этого движения по вызывают по одному в управления и грозят им арестом, если они не отдалятся от Движения. И этот процесс не прекращается.
В Исламской Партии Азербайджана и в Движении «Мусульманское единство» объединились люди шиитского (джафаритского – Ред.) мазхаба (школы исламского права (фикха) – Ред.). Насилие и преследование в отношении этих людей могут связать и связывают с Ираном. Тогда возникает вопрос, с чем было связано, происходившее некогда, поджигание бород ваххабитов зажигалками в государственных учреждениях?
Вы упомянули бахаи и других. На самом деле в Азербайджане преследования, давление правительства было направлено не только против практикующих верующих, против всех. Сегодня правительство Азербайджана угнетает всех людей, способных к независимому мышлению.
Если рассматривать проблему в целом, то по числу преследуемых можно говорить о более агрессивном давлении на верующих. Причина этого одна. Верующие любят Аллаха больше всех падишахов. Другими словами, поскольку ни один верующий не приобщает к Аллаху короля или президента, то на протяжении всей истории, они навлекали на себя гнев фараонов и диктаторов.
Результат интересует меня, не меньше чем Вас. Чем кончится происходящее в нашей стране годами против религии, граждан и вообще против человечности? Вы, наверное, помните дело Саида Дадашбейли. МНБ уничтожило жизни наших молодых людей, получивших высшее образование, одаренных, большинство из которых были детьми из зажиточных семей. Их приговорили к длительным срокам тюремного заключения, связав со всеми религиозными сектами. Один из пострадавших рассказывал даже, что у них на глазах генерал МНБ забил до смерти Эмина Мамедова.
Или возьмем узников Евровидения, в связи с их делом них нет никаких доказательств, есть лишь пытки и наказание.
После «тертерской трагедии» я заморозила вопрос - чем кончатся все эти несправедливости? В сущности, тертерская трагедия в ходе которой наших военнослужащих, защищавших Родину ценой собственной жизни и членов их семей подвергли самым невероятным пыткам, стало тестированием терпимости граждан Азербайджана.
Вопрос: В отчете также говорится, что президент Ильхам Алиев в марте подписал некоторые поправки к Закону «О вероисповедании». Согласно одной из этих поправок, назначение имамов было изъято из номинально независимого управления мусульман Кавказа и передано Государственному комитету по работе с религиозными объединениями. Так, было официально оформлено вмешательство правительства в дела религии. С какой целью сделано это?
Ответ: До настоящего времени президент говорил, что религия отделена от государства. Но на самом деле это не так. Поскольку в тоже время религия от политики не отделена. Религия всегда была средством выигрыша, победы в политических играх. Азербайджанский человек больше связан с религией. В сущности, последние шаги, предпринятые в отношении религии - это желание правительства также воспользоваться этой привязанностью. Точнее монополизировать и эту религиозную привязанность. Это вожделение вогнать людей в желаемую форму. В истории религиозные запреты никогда и нигде не давали желаемых результатов. Было наоборот. В качестве доказательства этого можно указать восстание имама Хусейна. Ведь в истории есть такой пример, как Школа Кербелы. Для верующего путь к Аллаху - это та стезя, которой еще никто не мог препятствовать. Вспомните тех, которых на протяжении тысячелетий сжигали на кострах. Чем все это кончилось? Естественно, стереть с лица земли, сожженную ими веру, католикам не удалось. Это невозможно. История доказывает, что давление на религию всегда приводит к противоположному результату. Сегодня может быть молчание и оно может длиться и 10 лет. Но поскольку он (т.е. народ - Ред.) религиозен, разрушение жизней стольких религиозных людей в маленькой стране не приведет к желаемой цели.
Вопрос: Что можно сделать для того, чтобы в Азербайджане была защищена свобода вероисповедания и чтобы в тоже время никакое иностранное влияние, действующие от имени религии радикальные силы, не могли злоупотребив этой свободой вероисповедания и причинять вред стране?
Ответ: Для защиты религиозных свобод преследование верующих должно быть прекращено. В Германии, Японии, Америке, Нидерландах массово отмечают Ашуру на улицах. Но в этих странах не было ни одного случая, чтобы какие-либо радикальные силы наносили ущерб стране. Потому что чем больше людей угнетают, тем больше они радикализируются. Но свобода спасает от радикализма. Дайте людям жить так, как они хотят.
Когда поджигают бороды ваххабитам зажигалкой, оговаривают шиитов в связи с наркотиками, угрожают им преследованием их семей, заставляют подписывать обвинение в наркотиках, то у близких этих людей начинает зреть ненависть. Такое отношение на самом деле крайне опасно для общества.
В Азербайджане не только верующим, но и атеистам не разрешается выходить и проводить акции, церемонии. Ведь в Азербайджане нет свободы человека.
Что касается причинения вреда стране, то этот вопрос зависит от того как управляют государством. Обратите внимание на последнее Распоряжение о помиловании. Президент помиловал расхищавших миллионы из государственного бюджета, ответственных за охрану безопасности государства чиновников, которые на судебных заседаниях признались, что злоупотребляли своим положением и угрожали гражданам и брали с них огромные суммы денег. На каком основании?
По-моему, большей угрозы для будущего государства не существует. Неважно, является ли обычный гражданин религиозным, атеистом или представителем ЛГБТ.
Они не так опасны для государства, как помилованные, упомянутые выше. Помилование президентом ответственных за безопасность государства лиц, разворовавших государственное имущество, превративших жизнь граждан в ад, не самый лучший пример для жителей страны. Это еще раз показывает, что сегодня в Азербайджане жизнь каждого человека и, я бы даже сказала, каждого живого существа, в опасности. Пока мы живем в Азербайджане, мы не в безопасности.
Написать отзыв