yeniasya.com.tr
Пока турецкие и Западные СМИ по-разному комментировали итоги визита президента Эрдогана в Вашингтон, министр иностранных дел Мёвлут Чавушоглу, выражая недовольство Россией и США, 18 ноября заявил, что: они все еще не выполнили обещания вывести YPG/PKK из зоны безопасности и что Турция готова снова взять это на себя. На что и на кого было рассчитано это заявление?
Какова была вероятность того, что Анкара продолжит в Сирии операцию «Источник мира», начатую 9 октября и приостановленную через 13 дней после увещеваний Вашингтона и Москвы?
Ответ Москвы не заставил себя ждать: Кремль заявил, что Россия выполнила свои обязательства, и Турция не должна выражать недовольство. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразился более жестко: мол, вывод курдских сил на севере Сирии почти закончился, и Анкара сказала, что не планирует там новой военной операции.
Тогда можно ли предположить, что Чавушоглу преднамеренно изменил повестку? Впрочем, необходимость в ответе Вашингтона на слова министра отпала, так как на повестке дня встал вопрос об Их Величестве С-400.
Как мы писали на следующий день после начала визита Эрдогана, ни для кого не было секретом, что на переговорах в Вашингтоне главным будет вопрос об этих российских ракетах. А так как на пресс-конференции ни Д. Трамп, и Р.Т. Эрдоган этого не стали скрывать, то Москва тут же сделала тактический ход, заявив: в соответствии с соглашением и программой, в апреле 2020 года С-400 будут активированы.
Тогда как следует понимать заявление президентов, сделанное на пресс-конференции в Вашингтоне 13 ноября: «Наши министерства иностранных дел, советники по национальной безопасности будут работать вместе над вопросом о С-400».
Разъяснение дал советник и пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, по словам которого на саммите НАТО 3-4 декабря совместная турецко-американская комиссия начнет «обмен предложениями» по С-400 и F-35. Как и ожидалось, адресатом была НАТО: «Наша первая важная встреча пройдет на саммите НАТО, который состоится 3-4 декабря. Мы дадим свои и получим их предложения, могу сказать, что этот процесс начался».
То, что вопрос о С-400 рано или поздно будет обсуждаться в НАТО, давно было ясно: идя навстречу желанию Турции в этом вопросе, Владимир Путин преследовал цель не столько продать оружие Анкаре, сколько породить хаос в НАТО, и он в определенной степени добился этого. Впрочем, когда дело уже было сделано, все стороны понимали, что вопрос о С-400 на переговорах Турция - США будет рассматриваться в другом ракурсе.
Оживив в памяти все перипетии процессов, происходящих в треугольнике Анкара-Москва-Вашингтон, нетрудно увидеть, что все стороны остались довольны. Ведь в итоге Таййип Эрдоган расширил поле для маневра во внутренней политике, Владимир Путин впервые вкусил от продажи оружия стране НАТО, а Дональд Трамп, в соответствии с экономическими и стратегическими интересами США, словно симпатизировал Москве, но на самом деле смог искусно задержать реализацию ее интересов в регионе.
Да, адресат снова и снова – НАТО. Уже некоторое время мы твердим, что связанные с этими делами процессы уже направляет глубинное государство Турции, а президент Эрдоган – ведущий эти процессы. И что может быть более естественным, чем указание глубинным государством в качестве адресата именно НАТО.
Потому что НАТО никогда не была союзником какого-либо правительства или частного лица в Турции.
И 3-4 декабря в связи С-400 никто никаких радикальных шагов не предпримет, резкого возвращения прошлому не будет. Процессы, протекая во времени, будут продвигаться и завершатся в пользу НАТО и Турции.
Написать отзыв