Последнее обновление

(1 час назад)
Фотография: Хуан Карлос Крус/EPA

Фотография: Хуан Карлос Крус/EPA

theguardian: Альваро Арандас подходил к стойке регистрации в международном аэропорту Кульякан, когда началось столпотворение.

«Вы могли слышать стрельбу — сильные взрывы, столько шума», — сказал мексиканский бизнесмен, который планировал сесть на рейс до восточного города Сан-Луис-Потоси.

Вместо этого Арандас обнаружил, что пытается найти укрытие, пока силы безопасности и боевики картеля боролись за контроль над аэродромом, который стал последней линией фронта латиноамериканского наркоконфликта, который ежегодно уносит десятки тысяч жизней.

«Была паника… люди бросали свои сумки и телефоны, они бросали все, чтобы укрыться», — вспоминает 32-летний мужчина о столкновениях сразу после 8 утра в четверг.

Двадцать четыре часа спустя Арандас застрял в аэропорту, пока мексиканские войска сражались за восстановление полного контроля над столицей штата Синалоа после ареста одного из самых разыскиваемых преступников страны, Овидио Гусмана, вызвавшего целый день кровопролития и хаоса.

По меньшей мере, 29 человек погибли, в том числе 10 военнослужащих и 19 предполагаемых стрелков картеля, а 35 солдат были ранены.

А Гусман, 32-летний сын бывшего главы картеля Синалоа Хоакина «Эль Чапо» Гусмана, оказался за решеткой в ​​Мехико после последней кровавой главы в истории северо-западных владений его семьи.

 «Никто не выше закона», — заявила глава службы безопасности Мексики Роза Исела Родригес в пятницу, отмечая задержание Гусмана накануне визита Джо Байдена на следующей неделе.

По сообщению местной газеты Noroeste, драматический день Кулиакана начался примерно в 4:40 утра в четверг.

В тридцати пяти милях к северу от столицы, недалеко от сельской рыбацкой общины под названием Хесус Мария, силы безопасности заявили, что заметили колонну из примерно 25 автомобилей картеля, в которой, как полагали, находилась их цель, также известная как «Эль-Ратон» (Мышь).

Семь солдат были убиты в последовавшей за этим перестрелке между солдатами и гангстерами из пулеметов 50-го калибра, которые отчаянно пытались избежать ареста Гусмана, предполагаемого торговца кокаином, марихуаной и метамфетамином, за арест которого США предложили вознаграждение в размере 5 миллионов долларов.

Боевой корабль «Блэк Хок» поразил одну цель из шестиствольного пулемета со скорострельностью 3000 выстрелов в минуту, похожего на те, что использовались американскими войсками во Вьетнаме.

В конце концов, Гусман был арестован, но худшее было еще впереди, поскольку стрелки картеля мародерствовали по всему штату Синалоа, поджигая автомобили, блокируя дороги и пытаясь захватить контроль над аэропортом Кулиакана, чтобы помешать властям эвакуировать их лидера.

«Мы просим граждан не выходить на улицу», — написал в Твиттере секретарь службы безопасности Синалоа Кристобаль Кастаньеда, когда беспорядки распространились. «Мы предоставим вам больше информации, когда сможем».

Бывший глава Агентства по борьбе с наркотиками (DEA) Майк Виджил заявил, что мексиканские власти частично несут ответственность за реакцию картеля на арест Гусмана.

Когда в октябре 2019 года наркобарона ненадолго задержали, президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор неоднозначно приказал войскам освободить его после того, как гангстеры остановили город в день, который запомнился как «черный четверг» Кулиакана.

Soldiers stand guard near burning vehicles on a street during the operation to arrest Guzmán.Солдаты охраняют горящие машины на улице во время операции по аресту Гусмана. Фотография: Хуан Карлос Крус/AFP/Getty Images

«Мы не хотим войны, — сказал тогда Лопес Обрадор, более известный как Амло.

Виджил сказал, что решение Амло послало четкий сигнал лидерам двух самых страшных организованных преступных групп Мексики, Синалоа и Халиско - Новое поколение картелей, «что если один из ведущих членов картеля будет схвачен и вы спровоцируете массовое насилие, есть большая вероятность, что он будет освобожден».

Так получилось, что в четверг утром боевики из Синалоа решили устроить скандал.

«Очевидно, что они разработали план, как изолировать весь город, если им это понадобится», — сказал Виджил. «Реакция аналогична любой хорошо обученной армии. Они точно знают, что им нужно делать. У всех есть обязанности».

Частью их плана, по-видимому, был захват аэропорта Кулиакана и предотвращение посадки там военных самолетов для вывоза их высокопоставленного заключенного.

Когда Арандас прибыл на регистрацию, гангстеры открыли огонь, как по военным, так и по гражданским самолетам, некоторые из которых все еще находились в полете, а также по зданиям аэропорта, сообщил журналистам в пятницу министр обороны Мексики Луис Кресенсио Сандовал.

«Двум самолетам ВВС… пришлось совершить аварийную посадку» после того, как в них попало «значительное количество» пуль картеля, признал Сандовал в захватывающем дух официальном отчете о жестокости, похожей на войну.

Целевые самолеты включали рейс Aeroméxico в 8:24 утра в Мехико, чьи сбитые с толку пассажиры были засняты, пригнувшись в поисках укрытия между его темно-синими сиденьями, когда вокруг них разворачивалось нападение. "Почему?" можно услышать, как один испуганный ребенок спрашивает родителя.

Некоторые аналитики считают, что арест Гусмана был задуман как жест в адрес Байдена, с которым Амло должен встретиться в Мехико в понедельник, чтобы обсудить такие вопросы, как миграция и безопасность, включая роль Мексики в фентаниловом кризисе в США.

«Прямо из пьесы Амло», — сказал один из бывших высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов США в Мексике.- «Играет нами, как на скрипке».

Эксперт по безопасности Оскар Бальдерас сказал, что захват позволит Амло дать понять США, что Мексика способна нанести эффективный удар по организованной преступности. Гусман также был домашним «трофеем», который Амло мог использовать, чтобы заявить, что его «абразос но баласос» (объятия, а не пули) политика безопасности, которая ставит борьбу с социальными корнями преступности выше насильственной конфронтации, работала. «Это демонстрация того, что его стратегия объятий, а не пуль, не является стратегией, которая означает безнаказанность».

Кальдерон отправляет армию

«Война с наркотиками» в Мексике началась в конце 2006 года, когда тогдашний президент Фелипе Кальдерон приказал вывести на улицы тысячи солдат в ответ на взрыв ужасающего насилия в его родном штате Мичоакан.

Кальдерон надеялся разгромить наркокартели своим сильно милитаризованным натиском, но этот подход был контрпродуктивным и привел к катастрофическим человеческим жертвам. Когда мексиканские военные перешли в наступление, количество убитых резко возросло до новых высот, и десятки тысяч были вынуждены покинуть свои дома, исчезнуть или быть убитыми.

Стратегия вора в законе

Одновременно с этим Кальдерон начал заниматься так называемой «стратегией вора в законе», которой власти стремились обезглавить картели, нацелившись на их лидеров.

Эта политика привела к появлению некоторых высокопоставленных скальпов, в частности Артуро Бельтрана Лейвы, который был застрелен мексиканскими морскими пехотинцами в 2009 г. – но и мало что сделал для установления мира. На самом деле, многие считают, что такая тактика служила только для того, чтобы разрушить мир организованной преступности, породив еще больше насилия, поскольку новые, менее предсказуемые группировки ссорились из-за своего куска пирога.

При преемнике Кальдерона Энрике Пенья Ньето риторика правительства в отношении преступности смягчилась, поскольку Мексика стремилась избавиться от своей репутации штаб-квартиры некоторых самых кровожадных мафиозных группировок в мире.

Но политика Кальдерона в значительной степени сохранилась, и власти преследовали видных лидеров картелей, таких как Хоакин «Эль Чапо» Гусман из Синалоа.

Когда «Эль Чапо» был арестован в начале 2016 года, президент Мексики похвастался: «Миссия выполнена». Но насилие продолжалось. К тому времени, когда Пенья Ньето покинул свой пост в 2018 году, Мексика пережила еще один рекордный год убийств, когда было убито почти 36 000 человек.

«Объятия, а не пули»

Левый популист Андрес Мануэль Лопес Обрадор пришел к власти в декабре, пообещав радикально изменить тактику. Лопес Обрадор, или Амло, как его называют большинство, поклялся бороться с социальными корнями преступности, предлагая профессиональное обучение более чем 2,3 миллиона обездоленных молодых людей, которым грозит опасность попасть в ловушку картелей.

«Было бы практически невозможно достичь мира без справедливости и [социального] благосостояния», — сказал Амло, пообещав сократить уровень убийств в среднем с 89 убийств в день с помощью своей доктрины «объятия, а не пули».

Амло также пообещал председательствовать на ежедневных собраниях по вопросам безопасности в 6 утра и создать «Национальную гвардию» численностью 60 000 человек. Но эти меры еще не окупились, поскольку новые силы безопасности используются в основном для охоты на мигрантов из Центральной Америки.

В настоящее время в Мексике совершается в среднем около 96 убийств в день, причем почти 29 000 человек были убиты с тех пор, как Амло вступил в должность.

Виджил назвал захват Гусмана, который был доставлен в Мехико на вертолете, «победой справедливости и верховенства закона».

Но он сказал, что картель Синалоа был настолько обширной, горизонтально управляемой организацией, что его арест вряд ли имел бы большое значение для его незаконных операций.

 «Они работают на шести из семи континентов. Единственный континент, на котором они не работают, — это Антарктида, потому что у пингвинов нет денег на покупку наркотиков», — пошутил Виджил, добавив: «[Это] не окажет никакого влияния на насилие в Мексике или наркотики, поступающие в США, особенно фентанил, который является основным кризисом, который у нас есть».

К полудню пятницы насилие в Кульякане, похоже, утихло. Призрачные улицы города начали заполняться людьми после демонтажа блокпостов картеля, хотя секретарь госбезопасности приказал местным жителям ездить с опущенными окнами, если они тонированы.

Мало кто ожидает, что спокойствие продлится долго. Некоторые опасаются борьбы за власть между ослабленным картелем Синалоа и его соперниками из Халиско. Другие подозревают, что между четырьмя сыновьями Эль Чапо, известными как Лос Чапитос, и гангстерами, верными легендарному лидеру картеля Исмаэлю «Эль Майо» Замбаде, назревает столкновение.

Виджил предупредил, что, хотя на улицы Кулиакана, возможно, вернулась нормальная жизнь, боссы картеля вскоре прикажут своей «армии убийц» отомстить военным чиновникам и их семьям за арест Гусмана.

«Они не оставят этого в покое», — сказал он.

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей