Последнее обновление

(5 минут назад)
One of the houses of journalists in Baku

One of the houses of journalists in Baku

***

-Ожидается что квартиры в здании, построенном для журналистов, будут  распределяться ко  Дню национальной прессы. Уже идут интенсивные обсуждения и споры в социальных сетях, редакциях. Как вы думаете, почему в Азербайджане журналистам раздают жилье? Какова цель?

- Медиа - очень большая сила. Тот, кто возьмет медиа в свои руки может достичь многого - в бизнесе  может получить более широкую прибыль,  гражданского общество может укрепиться, правительства будут считаться с журналистами, политики могут быть более популярными, правительства могут быть более долговечными, конкурирующие политические силы могут препятствовать лидерству противника и  т. д. С этой точки зрения, все лидирующие основные группы хотят быть ближе к СМИ, дружить с ним, нейтрализовать эту огромную силу, направить ее против противников, вывести из строя. Распределение жилья для работающих в СМИ является самым грубым инструментом, который, на мой взгляд, может быть использован для дружбы со СМИ, для его нейтрализации. До сих пор ни в одном месте мира не было такого инструмента и  опыта, как раздача квартир.

-  Стоит подумать о причине того, что журналисты стремятся приобрести там  квартиры. Правильно ли получение журналистом жилья от правительства? Это укладывается в профессиональную этику журналиста?

- Этическая сторона  этого вопроса настолько очевидна, что нет необходимости  обсуждать. Ни одна трактовка этики в СМИ не считает это допустимым. Нормальные медиа соблюдают установленные этические  правила.  Правила, принятые в развитых странах не позволяют журналистам брать у правительства что-то материальное. Редко когда  небольшие ценные подарки можно считать этичными. В Азербайджане есть Кодекс профессиональной этики журналистов, там затрагиваются эти вопросы. Отмечается, что журналист не должен принимать какие-либо личные, политические или финансовые стимулы, которые могут негативно повлиять на способность правильно информировать общество, получать ценные подарки или создавать условия для предоставления ему бесплатных услуг. Очень трудно поверить, что какой-то политик, журналист, получивший жилье от правительства, будет объективен, встанет на стороне правды, а не того, кто дает ему квартиру.

Также неправильно связывать последствия жилищного вопроса только с  журналистами. Это  политическая коррупция. В целом, лежащая в основе этого подхода функция СМИ и журналистов в качестве  “контролера общественных интересов” в таких условиях исполняться не может. СМИ, журналисты сигнализируют о любой угрозе общественным интересам. Если они что-то получают от правительств, значит, эту  жизненно важную ответственность  они потеряли.

Желание журналистов получить квартиры - это более глубокий вопрос. Тяжелые экономические условия е заставляют наших журналистов делать этот очень сложный выбор. С  точки зрения СМИ, журналистов - это неправильная политика, которую правительство намеренно проводит годами. Жить в таких тяжелых материальных условиях просто невозможно.

Эта тенденция происходит в течение последних нескольких лет. В первые годы независимости мы не видели  жалоб журналистов на отсутствие  жилья, тягу к вознаграждению и прибыли. Что отличает те годы от современности? Что произошло? Как получилось, что положение  медиа, журналистов дошло до нынешней  ситуации?

- На мой взгляд, 90-е годы были “золотым веком” для медиа,  во главе которой стояли печатные  СМИ  Азербайджана. Вещательные СМИ не были полностью под контролем правительства, был небольшой бизнес, свободный от политики, у вещательных СМИ также были возможности привлечь к этому бизнесу рекламу. Печатались сотни газет, эти газеты, изданные тиражом более 10 тысяч, также могли привлекать рекламу. Существовал сектор распространения газет, они могли продавать  газеты по всей стране, получать финансирование. В Баку на каждой улице были газетные киоски,  газетные “столы”. Параллельно с этим, у нас не было богатого  правительства, были сильные оппозиционные политические партии, медиа могли выполнять свою функцию в спорах между  правительством и конкурентами. Правительство могло защитить тех, кто его критиковал, а  оппозиционные политические силы могли защитить медиа, критикующие правительство. Были структуры гражданского общества, которые в целом могли защитить медиа, подвергшиеся давлению политиков.

За короткое время эта картина изменилась – пришли нефтяные деньги, богатое правительство начало контролировать сначала печатные СМИ, а затем вещательные СМИ. Против прессы было выдвинуто  невероятное количество судебных дел, аресты журналистов, штрафные санкции.. Азербайджан стал страной-лидером на пространстве ОБСЕ по числу арестованных журналистов, по утверждениям о диффамации. Вслед за этим на фоне ликвидации инфраструктуры вещания стали приходить правительственные пожертвования. Лишенная  финансовых возможностей  медиа стала жертвой этой помощи. За ним последовал жилищный вопрос, были другие стимулы. Все это происходило на фоне беспрецедентных рейдов на тех, кто не взял эту помощь. Таким образом, СМИ стали служить интересам правительства, и возникла нынешняя ситуация.

Как обстоят дела в других странах? Во всех странах у журналистов не хватает средств на покупку жилья? Или эта тенденция только в Азербайджане?

- По странам ситуация другая. Но по сравнению со странами, входящими в пространство Совета Европы, ситуация у нас очень плачевная. В Украине, в Грузии, в ряде других стран, которые вместе с нами вышли из под советского зонта, есть журналисты-миллионеры, которые смогли разбогатеть за счет медиа бизнеса, защитившихся  от нападок правительства. В районах  Украины  есть газеты, которые печатаются и продаются тиражом более 100 тысяч экземпляров. Есть телеканалы, которые привлекают рекламу миллионами. В Грузии в прошлом и предыдущем годах доход от рекламы в СМИ составил более 75 миллионов долларов. В Азербайджане, где валовой внутренний продукт превышает показатель в Грузии и Украине, эта цифра в 10 раз меньше. В тоже  время,  в нормальных условиях  доход от рекламы в наших медиа должен измеряться в сотнях миллионов. Печатные СМИ полностью зависят от помощи, которую выделяет правительство.  Сектор вещания  уничтожен. Частоты вещания могут передаваться только лицам, находящимся под контролем правительства. По мере того, как эти ограничения остаются, очень далек день, когда наши журналисты могут получить жилье за счет своей зарплаты, доходов.

Что бы вы предлагаете? Какие шаги следует предпринять, чтобы журналисты нормально зарабатывали, улучшали состояние СМИ?

- Главный вопрос - снятие ограничений. Без свободы слова не будет денег, развития, прогресса. В Азербайджане проблема очень глубокая, системная. СМИ живут за счет доходов  от рекламы, которая держит журналистику на ногах. А рекламодатель действует в бизнес-секторе. А бизнес-сектор зависит от политики. Поэтому вопрос запутанный. Каковы могут быть основные шаги? На интернет-медиа должны быть  прекращены  набеги, ограничения, притеснения. В этой области должны быть предприняты шаги, которые открывают  двери перед профессионалами. Нельзя давать возможность запугивать журналистов. Регулирующий орган должен повесить на стену список частот, пригодных для телерадиовещания, которые могут видеть все, выставить их на торги в определенной последовательности, на равных условиях для всех. Препятствия,  созданные за последние 10-15 лет перед  печатными СМИ, должны быть устранены. Сектор вещания должен быть восстановлен. Медийное законодательство Азербайджана не прогрессивно. За последние 10-15 лет в прогрессивные законы было внесено достаточно  ограничительных и «репрессивных»  изменений. Необходимо привести законодательство в соответствие со стандартами Совета Европы, обеспечить их функционирование. Это может привести нас к тому, что журналисты смогут приобретать  жилье за счет собственных доходов.

Справка:  Президент Азербайджана впервые распорядился построить  дом для журналистов было впервые в 2010 году. Согласно распоряжению, на решение жилищной проблемы журналистов изначально было выделено 5 миллионов манатов. В 2013 году журналистам было передан дом со  156 квартирами. Согласно отчету Государственном фонду по поддержке СМИ (KIVDF)  за 2013 год, на строительство введенного в эксплуатацию здания было потрачено 22 миллиона 396 тысяч 316 манатов. В том же году президент подписал распоряжение о строительстве второго здания для журналистов. За два года на строительство 255-квартирного дома из трех блоков было выделено 34 миллиона манатов. Позже эта цифра выросла до 40 миллионов. В 2017 году журналистам было передано 255 квартир в доме. На строительство третьего здания в 2017 году первоначально из резервного фонда президента в KIVDF было выделено 5 миллионов манатов. В этом доме 255 квартир. В этом году ожидается, что журналистам будет роздано 255 квартир.

31 июля 2008 года Ильхам Алиев подписал указ о создании Фонда государственной поддержки развития средств массовой информации при президенте. В уставе фонда говорится, что основной целью организации является развитие свободы слова и информации, поддержка независимости СМИ, усиление социальной защиты журналистов.

В 2010-2018 годах из государственного бюджета в фонд было выделено 32,4 миллиона манатов. Если сложить средства, выделенные в 2019 и 2020 годах, эта сумма составит 40 миллионов манатов.

Средства, выделенные KIVDF  для СМИ по годам

  
20102 млн.301 тыс. 558 манат
20112 млн. 406 тыс.  984 манат
20123 млн.897 тыс.  93 манат
20133 млн. 903 тыс. 483 манат
20143 млн.906 тыс.  832 манат
20154 млн. 12 тыс.  800 манат
20164 млн. 12 тыс.  800 манат
20173 млн. 932 тыс. 544 манат
20184 млн. 42 тыс.  68 манат
20194 млн. 133 тыс.  184 манат
20204,2 млн. манат

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей