Последнее обновление

(1 час назад)
Публичный дневник – 2 (27)

Продолжаю делиться извлечениями из своего блога, который веду в последние годы.

На этот раз завершение моего «августовского дневника».

 

14 августа 2022 года.

Можно сказать, что в прошлый раз моя классификация себя исчерпала. Мы говорили о тех, кем считаю можно восхищаться, хотя вряд ли они могут быть образцом для подражания, и о тех, которые мне чужды и по мыслям, и по поступкам.

Остались мы с вами, мои потенциальные читатели, до которых пытаюсь достучаться.

Остались мы с вами, которые не бояться задавать себе трудные вопросы: кто «я» такой? способен ли узнать самого себя? Зачем «я» пришел в этот мир? в каком мире «я» оказался? что в моих силах изменить в этом мире? что не в моих силах? на что могу решиться? на что решиться не могу?

Остались те, которые готовы назвать судьбой не то, что кто-то за них написал на «их лбу», а их собственную решимость.

Остались те, которые предпочитают мужество быть, даже если это мужество не гарантирует спокойствие и благополучие.

Остались те, которые принципиально не приемлют любые формы «наркотика», которые принципиально не приемлют дырявое ведро удовольствий, которые не собираются прожить свои жизни как в наркотическом дурмане.

Остались те, кто не боятся потерпеть поражение.

Но возникает множество напрашивающихся вопросов.

Начну с самых простых.

Как быть, если не хватает денег?

Как быть, если не понимают родители?

Как быть, если не понимает муж (жена)?

Как быть, если не понимают друзья?

Как быть, если не понимает самый близкий человек?

Как быть, если перестал понимать самого себя?

Нет числа этим «как быть?».

Сразу скажу, простых ответов быть не может, попробуем поискать их вместе.

В подобных случаях воспоминаю мудрого Сократа, он постоянно говорил, что он не Учитель, что у него нет готовых ответов, что в лучшем случае он может быть «повивальной бабкой» (акушер при родах), задавая свои бесконечные вопросы, он может только помочь вам «родить» собственную мысль, при условии, что вы «беременны» мыслью.

Не сравниваю себя с Сократом, но и я не считаю себя Учителем, только могу напомнить об опыте мировой культуры, которая и помогает мне искать самого себя. Если для вас на самом деле актуально жить «своей жизнью», задумайтесь вместе со мной над предложенными примерами из мировой культуры.

Можно вспомнить многое, но сегодня предпочитаю разговор об интерпретации А. Камю «Мифа о Сизифе», о котором он говорил в своей Нобелевской речи.

На что обращал внимание Камю?

О том, что, наши жизни напоминают жизнь Сизифа, неимоверными усилиями камень в гору, потом камень вырывается из рук, падает вниз, приходится вновь поднимать его в гору. И так бесконечно.

Сизифа за дерзость приговорили боги, кто приговорил нас?

Почему наши жизни столь беспросветны, тот же «сизифов труд», утром бегом, бегом, кто в школу, кто в университет, кто на работу, чаще всего и там, в учебе, на работе, одна рутина, одна беспросветность, потом, вечером, домой, усталый, выжатый, выпотрошенный, где также, чаще всего, одна рутина, только и остается отключиться во сне, если удастся заснуть. И, засыпая, успокаивать себя, лучше не задавать себе бессмысленных неразрешимых вопросов.

Если вы сумели проснуться, вернемся к Камю.

Камю признает, действительно наша жизнь во-многом монотонна и однообразна, утомительна и беспросветна. Искать в ней высший смысл бессмысленно. Но нам дана возможность глотка свободы, если у нас хватит мужества поднять голову над самой беспросветностью нашей жизни.

Камю напоминает о том мгновении в жизни Сизифа, когда камень уже поднят на гору, вот-вот свалится вниз. Мы (те, кто способен услышать Камю) на мгновение предоставлены самим себе, на мгновение свободны.

Признаюсь, слово «мгновение» меня пугает, меня пугают и следующие слова Камю: «иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости». Предпочитаю менее трудный вариант, скажем если это «радостное» мгновение и этот спуск продолжались бы час, два, целый день. Хватило бы у нас мужества на это «радостное» мгновение?

На этом – на этом мгновении в час, или в день – мне хотелось бы остановиться.

Дорогие мои читатели, если вы продолжаете читать, если вы не отключились, если вам удается следовать за моей мыслью, то должен сказать, что в мгновении, о котором говорит Камю, открывается высший смысл нашей жизни, не в смысле открываются сакральные письмена, не в смысле готовых ответов, а в смысле озарения, расширения доступной нам зоны света. В это мгновение, если вы до него добираетесь, вы испытываете невероятную гармонию с собой и с миром вокруг, со своими близкими, с которыми не всегда находите общий язык, в это мгновение вы равны сами себе, равны своей судьбе, в это мгновение вам не надо притворяться, имитировать, подражать, вам не надо дожидаться конца недели, чтобы «оторваться по полной», вы перестаете жаловаться, хотя по-прежнему не хватает денег, не понимают родители, не понимает муж (жена), и так до бесконечности.

Это много, очень много, если в этот час, два, день, сумеете почувствовать себя свободными, двинуться навстречу другому человеку, не ожидая в нем подвоха, ведь подвох всегда (всегда! всегда!) не столько в другом, сколько в нас с вами.

Тем, кто не верит в «мгновение Сизифа», мне сказать нечего.

А остальным, кто еще остался со мной, расскажу о себе, не в качестве примера для подражания, а в качестве примера каждодневного, трудного самосозидания.

Мне 85 лет. Утром встаю с робкой надеждой, что старое тело не помешает мне достойно прожить очередной день.

Смотрю назад, в прошлое, боль от потери близких не покидает, не замолкает, смиряюсь с неизбежным, чуть-чуть успокаиваюсь, пытаюсь работать, читать умные книги, смотреть умные фильмы, самому писать о своем опыте, о своей жизни, рассказывать о ней тем, кому интересно меня слушать.

Не казню себя, если ничего не получается, смиряюсь, стараюсь не роптать, пытаюсь, насколько это возможно, поверить в мудрость старости и мудрость смерти.

Бывает, случается, не часто, но случается чудо, пластика моего тела со всеми болячками, со всеми болями, вдруг совпадает с пластикой окружающего мира, с его разнообразием людей, столкновений, драм.

Чудо продолжается недолго, в лучшем случае, минуты, может быть часы, но в эти минуты, часы, и наступает радостное «мгновение», о котором говорит Камю, в этим минуты, часы, мне ничего не страшно. Даже собственная смерть.

 

16 августа 2022 года.

В дополнение к тому, что сказал о пункте «с». О тех, кто ищет, не всегда находит, отчаивается, преодолевает отчаяние.

Если вы родители, или потенциальные родители.

Если вы не можете вырваться из оков «каквсе», но хотели бы, чтобы из этих оков вырвались ваши дети.

Говорю об этом по той причине, что и я родитель, теперь уже дедушка, и я многое не понимал, совершил много ошибок, пытаясь, чтобы и мои дети были «каквсе».

Долго теоретизировать не буду, просто пример, над которым стоит задуматься.

Есть такой итальянский педагог Франко Нембрини. У него есть своя школа. Он написал книгу «От отца к сыну», которая стала бестселлером.

Вот что говорит Франко Нембрини:

«Проблема воспитания - не в молодежи, не в детях, не в учениках, студентах или школьниках.

Это твоя проблема: воспитание – твоя способность или неспособность представить личное свидетельство.

Кем бы ты ни был, где бы ты ни был, нужно лишь, чтобы твои дети могли видеть твое свидетельство о том, что ты уверен в жизни. И этого вполне достаточно».

Обратим внимание на «личное свидетельство», не стоит взваливать на детей собственные комплексы.

Франко Нембрини задает вопросы, которые часто задаем мы с вами.

«Почему современные дети, даже взрослые, не хотят взрослеть?

Откуда у наших детей страх и паника перед реальностью?

Почему наши дети такие «старые» и уставшие?

Почему школа и учителя вызывают ненависть у детей?

Откуда у детей столько отчаяния?

Почему современные дети ничего не доводят до конца?

Откуда в них леденящий душу скепсис и безграничный страх перед жизнью».

Позволю себе внести коррективы в слова Ф. Нембрини, принимая во внимание сколь силен в наших условиях гнет «каквсе», учитывая, что родителем может оказаться не только тот, кто уверен в себе и в своей жизни, а тот, кто колеблется, кто сомневается, порой отчаивается.

Ф. Нембрини прав только в одном, дело не в том, чтобы отыскать хорошую школу и хорошего преподавателя (многие продвинутые родители поступают именно так). Ясно, что школы подобной школе Ф. Нембрини у нас не отыскать, но это не причина для оправдания бесконечного нытья по поводу нашей системы образования.

Ф. Нембрини прав без «личного свидетельства», которое вы передаете своему ребенку, словами и делами, сознанием и подсознанием, своим открытым опытом, включающим не только победы, но и поражения, своей открытостью, а не притворством, бессмысленно искать «хорошую школу». Результат заранее известен, в лучшем случае ребенок будет похож на вас, более вероятно переступит через ваши сомнения и станет «каквсе».

В конечном итоге, согласимся с Ф. Нембрини, все зависит не от вашего ребенка и не от выбранной школы, а от вашей решимости, от вашего «личного свидетельства».

И этого действительно, вполне достаточно.

 

18 августа 2022 года.

Писал эти строки частично в Баку, частично в Шеки, в местечке «Гялярсен, герерсен» («Приедешь, увидишь»), такое вот странное название у местечка, где горы, река, лес, где много лет как расположен «Дом творчества» кинематографистов.

В последний день не писалось, подступала тревога, скорее беспричинная, которую ничего не предвещало.

И вдруг произошло чудо. Ничего необычного, просто оторвал глаза от собственного «эго» и увидел обычный листочек с дерева. Он был небольшой, желтый, как в преддверии осени, на нем были странные прожилки, очень похожие на проступающие вены на моих старых руках. А по ободку листика аккуратные треугольнички-выступы, будто кто-то с детской фантазией аккуратно их вырезал ножницами.

Ничего необычного, обычный листок с дерева, за которым спряталась для меня вся мировая цивилизация, и один из ее кардинальных вопросов, пусть природа сама по себе, пусть она в нас не нуждается, пусть мы даже опасны для нее, но ведь этот листочек с дерева предполагал, что кто-то его увидит, именно поэтому он так наряжался. Или я все это придумал.

В тот же день меня ожидал еще один природный сюрприз: внук и его девушка проделали эксперимент, возможно жестокий, а возможно и нет, не возьмусь судить. Они долго наблюдали за пауком и паутиной, а потом поймали какую-то мошку и пожертвовали ее пауку. Паук не отказался от мошки. И показали мне эту картину на своем планшете.

Признаюсь, для меня не было откровением, что природный мир вокруг нас жестокий и яростный, не знаю, как о нем судить, знаю, что сентиментальность опасна, знаю, что во многих случаях мой пацифизм в отношении к природе наивен, но знаю и другое, не стоит отождествлять мир природы и мир человека, даже если мы обнаружим гармонию во взаимоотношениях паука и мошки, не стоит ее повторять.

В тот же день прощальный костер под звездами, а я заново открывал для себя исходные первоначала этого мира: Вода, Земля, Огонь, Воздух.

Мысленно повторял, что говорили другие и не стыдился этого.

Полыхали поленья. Огонь казался вызывающе красив в своей всесокрушимости, он выдавливал остатки воды из поленьев, превращал их в пар, который испарялся под воздействием огня, деревья трещали, то ли от наслаждения, то ли от ужаса, казалось огонь может перекинуться дальше, уничтожить все вокруг, включая нас, его созерцающих.

Воздух был безмолвен, то ли он был, то ли его не было, но без него Огонь был бы беспомощен, его яростная красота была зависима от Воздуха, который то ли был, то ли не был. Без Воздуха жизнь Огня была невозможна, без Воздуха огонь бы задохнулся.

А была еще Земля, неуклюжая, неприхотливая, песок, камни, Земля не нуждалась в красоте, она на нее не претендовала, но она знала, Огонь рано или поздно успокоится, выдохнется, будет задыхаться, заглохнет, будет истлевать покоясь на Земле, неуклюжей и неприхотливой.

А рядом текла река, вобравшая в себя Воду, она текла с гор, постепенно набирала силу, постепенно набирала скорость.

Она знала Огонь до нее не доберется, Вода не будет его долго терпеть, подобно Земле, Вода его быстро образумит, Вода его мгновенно укротит, Огонь с ней не справится. Кажется, Огонь всесилен, он в состоянии уничтожить все деревья, высушить даже реку. Только кажется, ведь Вода изначальна, она везде и во всем, все на ней покоится, даже казалось бы огромная, неуклюжая, неприхотливая Земля.

Такой вот был день. Когда в очередной раз открывал давно всем известную истину, предел спокойствия, когда твое Эго полностью растворяется в окружающем мире.

Я переживал то мгновение, о котором говорил ранее: когда ты есть, но тебя будто нет. Будто ты сравнялся со всем, что тебя окружает, растворился в нем.

Понимал, ради этих мгновений стоит жить.


Публичный дневник 2 (26)
Публичный дневник 2 (25)
Публичный дневник 2 (24)
Публичный дневник 2 (23)
Публичный дневник 2 (22)
Публичный дневник 2 (21)
Публичный дневник 2 (20)
Публичный дневник 2 (19)
Публичный дневник 2 (18)
Публичный дневник 2 (17)
Публичный дневник 2 (16)
Публичный дневник 2 (15)
Публичный дневник 2 (14)
Публичный дневник 2 (13)
Публичный дневник 2 (12)
Публичный дневник 2 (11)
Публичный дневник 2 (10)
Публичный дневник 2 (9)
Публичный дневник 2 (8)
Публичный дневник 2 (7)
Публичный дневник 2 (6)
Публичный дневник 2 (5)
Публичный дневник 2 (4)
Публичный дневник 2 (3)
Публичный дневник 2 (2)
Публичный дневник 2 (1)

 

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей