Последнее обновление

(13 часов назад)
The city of Shusha in Karabakh. 1982.

The city of Shusha in Karabakh. 1982.

2 октября правительство Азербайджана обнародовало разработанный им план реинтеграции.

В плане отмечено, что гарантируется равенство прав и свобод, в том числе безопасность каждого независимо от этнической, религиозной или языковой принадлежности.

План реинтеграции включает в себя несколько ключевых компонентов. В разделе "Правовая и административная сфера" указано, что управление в районах с проживанием армян будет осуществляться через специальных представителей, назначаемых президентом Азербайджана. Кроме того, местные жители могут участвовать в деятельности этих специальных представительств. Одновременно путем выборов в соответствии с законодательством Азербайджана будут сформированы представительные органы местных жителей, известные как муниципалитеты. Вопросы гражданства будут решаться в соответствии с установленными процедурами и в соответствии с Конституцией и законодательством страны.

В рамках "Сферы безопасности" план касается процесса разоружения и демобилизации, включая сбор оружия у местных жителей. Ответственность за поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности жителей района лежит на органах внутренних дел Азербайджана. Резиденты также могут быть вовлечены в деятельность этих органов внутренних дел.

В "Экономической сфере" излагаются положения о доступе к образованию, здравоохранению, коммунальным услугам, связи и другим услугам. Она включает в себя пакет стимулирующих мер, таких как налоговые и таможенные льготы. Будет полностью принята национальная валюта Азербайджана, а также будут предоставлены льготные кредиты, субсидии и доступ к финансированию для бизнеса. Фермеры получат субсидии и будут освобождены от всех налогов, за исключением земельного налога. Имущественные вопросы будут регулироваться в соответствии с законодательством Азербайджана.

В разделе "Социальная сфера" плана подчеркивается, что жители будут иметь право на социальные услуги и программы трудоустройства в пределах Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов.

В разделе "Культура, образование и религия" освещаются права жителей на защиту и развитие своей культуры и этнокультурных особенностей. Обеспечивается свобода вероисповедания и охрана культурных и религиозных памятников. План также создает возможности для использования армянского языка.

Привлекателен ли этот план для карабахских армян?

Об этом ASTNA рассказал руководитель Центра Топчубашова Русиф Гусейнов.

* * *

Вопрос: Правительство Азербайджана обнародовало 2 октября план реинтеграции. Насколько привлекательно для армян указанное в плане?

Ответ: Вообще-то, в связи с планом реинтеграции целом у нас сейчас есть только определенные догадки и представления. Потому, что детали известны лишь ограниченному количеству людей. Поэтому отвечаю на этот вопрос в соответствии со своими соображениями. Подавляющее большинство армян уже покинуло Карабах. Это значит, что без ознакомления с планом реинтеграции, подавляющее большинство армян вследствие  паники, взаимного недоверия, из-за всех этих проблем, возникших в результате войны,  покинули страну, чтобы не жить в Карабахе. Поэтому одназначного ответа на этот вопрос нет. Давайте сформулируем вопрос  так. Может ли  указанное в плане быть привлекательным для армян и вернуть часть из них? Скорее всего, в процессе переговоров с представителями противоположной стороны  к этому вопросу еще вернутся. Здесь много подлежащих обсуждению моментов. Например, прежде всего следует отметить, что в план реинтеграции азербайджанской стороны включены люди, прописанные в Ханкенди и его окрестностях, в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) до 1989 года.  План реинтеграции неприменим к лицам, переселившимся на эту территорию позднее, особенно направленные в Карабах из диаспоры, считающиеся Азербайджаном незаконными жителями. У этих людей есть собственность, которую они оставили в Карабахе. В дальнейшую их судьбу должна быть внесена ясность.  Посмотрим как будут обсуждаться эти вопросы  в процессе переговоров. Станет ли часть армян вернувшись владельцем этой собственности? Или вернется, чтобы продать ее и уедет? А может азербайджанская сторона ее просто приватизирует? Все это вызывает вопросы и у меня.

Вопрос: Не слишком ли запоздал  этот план? Не лучше ли было бы в 2020 году сразу после 44-дневной войны разработать такой план, представить его карабахским армянам и вести с ними работу?

Ответ: После 2021 года иностранные дипломаты и эксперты начали интересоваться наличием у азербайджанской стороны какого-либо плана реинтеграции. Они призывали правительство Азербайджана обнародовать этот план. Однако азербайджанская сторона не спешила с этим, потому что она хотела передать план непосредственно представителям карабахских армян на встречах. Потому что был  такой кейс. Когда в середине 2000-х годов президент Грузии Михаил Саакашвили обнародовал план реинтеграции Абхазии, абхазская сторона его просто отвергла. Многие пункты предложенного плана так и остались на бумаге. Азербайджанская сторона также ждала самого подходящего   момента, чтобы обнародовать подготовленный план и предотвратить его отклонение карабахскими армянами. И уже после сентябрьской эскалации, когда у карабахских армян не было другого выбора, кроме как сдаться и сесть за один стол с Азербайджаном, им был  представлен  план реинтеграции. Логика заключается в этом.

Вопрос: План содержит моменты, которые были встречены азербайджанцами неоднозначно. Налоговые и таможенные льготы, льготные кредиты, субсидии фермерам и их освобождение от всех налогов, кроме земельного налога, и прочее.  Они считают, что этих привилегий слишком много. Что вы думаете об этом мнении и этих привилегиях?

Ответ: Наш центр в свое время также стал свидетелем подобных уступок при изучении некоторых тезисов о реинтеграции.  Например, в хорватской модели середины 1990-х годов хорваты также предоставляли такие налоговые и таможенные льготы, льготы по  коммунальным услугам и многое другое людям, живущим в этой зоне конфликта после уничтожения сепаратистского режима. Думаю, что подобные льготы получат не только армяне, проживающие в Карабахе, но и этнические азербайджанцы. Хотим мы этого или не хотим, но весь этот регион является бывшей зоной конфликта и его нужно возрождать. Поэтому такие привилегии на самом деле необходимы. Возможно, наши соотечественники, земляки, проживающие в других частях страны, могут быть недовольны  некоторыми  вопросами. Но необходимо учитывать и горькую правду - для возрождения Карабаха вообще необходимы определенные компромиссы. И уступки могут быть связаны с такого рода материальными проблемами.

Вопрос: Одним из основных предметов обсуждения является предусмотренная в плане возможность использования армянского языка. В какой форме это будет? Как в советское время или как у  других национальных меньшинствах?

Ответ: Опять же, следует обратиться к другим кейсам реинтеграции. Правда, Азербайджан скорее всего изберет свой уникальный путь. Потому что неправильно было бы переводить механизм интеграции  других стран в контекст Азербайджана. Однако для примера я вновь хочу вернуться к хорватской модели. Там в Хорватии также в рамках культурной автономии для местных сербов была создана возможность использовать свой язык. Это включало в себя  школы. Оба языка использовались в названиях улиц, как хорватский, так и  сербский  и многое другое. Азербайджанская сторона, вероятно, создаст армянам возможности, связанные с реализацией своих культурных прав и их развитием. Это мы можем назвать культурной автономией. Пусть здесь никого не смущает слово автономия. Речь не идет о территориальной или политической автономии. Например, азербайджанцы, армяне, грузины имеют культурную автономию при правительстве России. Это означает, что это сообщество  будет иметь определенные общественные  объединения, НПО. Будет поднимать перед правительством Азербайджана определенные вопросы. В муниципалитетах и ​​деревнях, где они составляют большинство, они будут иметь право содержать свои религиозные храмы, совершать религиозные ритуалы, иметь определенные библиотеки на своем родном языке и так далее. И это следует воспринимать как нечто естественное.

Следует отметить, что из-за армянского сепаратизма в Карабахе в Азербайджане существует определенная фобия. Есть определенные подозрение, что предоставление армянам определенных прав, льгот может стать причиной каких-то проблем в  будущем. На последующем этапе, если мы выберем путь реинтеграции, совместного проживания, было бы целесообразно предоставить определенные уступки. Вот эти компромиссы и включают в себя вопросы, о которых я только что упомянул. Наличие книг, библиотек, определенных учебников на родном языке, возможность совершать религиозные обряды. Представители старшего поколения знают азербайджанский язык. Тем, кто не знает, также могут быть предоставлены какие-то услуги на русском или армянском языке, чтобы, по крайней мере, была проведена оформление документации. Все это нужно понимать как уступки переходного периода. Сейчас в Карабахе  армян, обратившихся за гражданством Азербайджана, немного. Если эта модель реинтеграции будет успешной, то не исключено, что в будущем из Армении в Карабах вернутся и те, у кого осталась какая-то  собственность. Если мы объявим всему миру о прекращении конфликта и признаем карабахских армян (зарегистрированных в бывшем НКАО) своими гражданами, то мы не можем встречать их с оружием в руках. Подход здесь должен быть иным.

Вопрос: Уже около 100 карабахских армян обратились в связи с процессом реинтеграции. А по данным Армении, Карабах покинули более 100 тысяч армян, а по данным России-98 тысяч. Можно ли будет вернуть их с помощью этого плана? Или Азербайджан будут сопровождать обвинения в этнической  чистке и депортации?

Ответ: В течение 30 лет между двумя народами, обществоми, практически не было коммуникации. Более того, царило взаимное недоверие. В то же время необходимо учитывать текущее политико-психологическое состояние проживающих в Карабахе армян с 2020 года по настоящее время.  Кроме того, следует отметить, что сразу после сентябрьской кампании, когда еще сепаратистский режим еще не самораспустился, оставшихся армян призвали переехать.  Азербайджанская сторона еще не полностью вошла в регион, они уже были в пути. Миссия ООН также установила, что Азербайджан никаких этнических чисток не проводил.

Но безусловно внезапный исход десятков тысяч людей из Карабаха в течение нескольких дней будет использован в ближайшие годы против Азербайджана на разных уровнях. Особенно армянская диаспора, определенные политические круги, связанные с ними. Азербайджанская сторона сама посредством  плана реинтеграции, пытаясь добиться успеха, может добиться возвращения определенных лиц. Но я не надеюсь на очень большую цифру.  Как я уже сказал, этот 30-летний конфликт наложил свой отпечаток между  двумя странами, между двумя  обществами.  К примеру, между Приднестровьем и Молдовой сегодня нет серьезного конфликта. Осуществляются поездки, определенная торгово-экономическая деятельность. Между Грузией и Абхазией также имеется коммуникация. Но у нас было не так.  Ежегодно у нас были немалые жертвы. Поэтому необходимо учитывать и психологическое состояние другой стороны. Им тяжело жить под азербайджанским флагом.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы реинтеграция и сосуществование стали возможны?

Ответ: Эксперты, с которыми мы сотрудничаем, недавно провели исследование в нескольких селах Грузии, где мирно сосуществуют азербайджанцы и армяне. Мы намерены опубликовать его результат. Вопреки утверждению Роберта Кочаряна о генетической несовместимости, эти два народа не чужды друг другу. По его словам, эти два народа никогда не смогут жить вместе. Но в соседних нам странах в России, Иране, особенно в Грузии представители двух общин прекрасно уживаются. Между ними могут быть какие-то проблемы на бытовом уровне. В Грузии, например, в селах, где проживают две общины, на ряд тем, в том числе на карабахский вопрос наложено табу. Они стараются избегать этой темы, чтобы не возникло напряжения. Хочу сказать, что генетический код не предписывает этим двум народам жить отдельно друг от друга. Я надеюсь на совместное проживание. Однако исход десятков тысяч армян не усложняет вопрос совместного проживания, реинтеграции. На самом деле он только упрощает, потому что масштаб становится меньше. Сейчас армян мало, и их интеграция в азербайджанское общество тоже не будет большой проблемой. Большинство из них -  пожилые люди. Это люди, которые жили в Азербайджане в советское время. Некоторые знают азербайджанский язык. Поэтому в этом контексте для азербайджанской стороны процесс значительно упрощается.

 

 

1 отзыв

Написать отзыв

Общество

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей