Последнее обновление

(6 часов назад)
Интернет-цены: как способ продвижения монополии

С сегодняшнего дня (15 августа 2024 года) тарифы интернет-провайдеров в нашей стране повышаются. То есть, после изменений, предложенных интернет-провайдерами, текущий минимальный тариф на услуги оптоволоконного интернета со скоростью 40 Мбит/с и ежемесячной платой 18 манатов будет заменен на тариф со скоростью 100 Мбит/с и ежемесячной платой 25 манатов. Если говорить простыми словами, то Aztelecom и Baktelecom говорят: «Я отменяю скорость 40 Мбит/с и продаю интернет с минимальной скоростью 100 Мбит/с. У меня больше нет низкоскоростного интернет-пакета». При этом повышается и скорость, и цена.

На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего необычного. Такие компании, как Aztelecom и Baktelecom, похоже, оказывают своим клиентам услугу, якобы увеличивая скорость в 2,5 раза, а цену повышая всего на 7 манатов. Однако за этим стоят существенные экономические интересы и другие факторы. Эти интересы можно классифицировать по следующим категориям:

Прежде всего, следует отметить, что 100 Мбит/с — это избыточная скорость для обычных потребителей. Среднестатистический гражданин больше заинтересован в покупке низко- или среднескоростного интернета, чем высокоскоростного интернет-пакета. Исследования показывают, что 99% населения страны использует скорость 40 Мбит/с. Пользователи интернета сейчас практически повсеместно отказываются от более скоростных тарифов 60 Мбит/с, 80 Мбит/с и 100 Мбит/с, несмотря на их доступность. Это ограничивает право клиентов на выбор альтернативных услуг. Если наблюдается концентрация на самом низкоскоростном интернет-пакете (40 Мбит/с), это говорит как о более низком уровне доходов населения, так и о том, что их спрос ближе к этой точке. Нетрудно понять, что означает искусственное выталкивание населения из этой точки: стремление провайдеров к более высокой марже!

Во-вторых: Aztelecom, Baktelecom и Azevrotel являются естественными монопольными компаниями. Из этих трех (Aztelecom, Baktelecom, Azevrotel) все находятся в ведении Министерства цифрового развития и транспорта (МЦРТ). По данным Государственного комитета по статистике (ГСК), в стране 1,6 млн. абонентов интернета, более 60% из которых принадлежат к этим естественным монополиям. Агентство по информационным и коммуникационным технологиям зарегистрировало 163 компании-провайдера, однако доля рынка остальных составляет всего около 1%. Поощряя своих клиентов приобретать пакеты более скоростного интернета (100 Мбит/с), эти компании фактически усиливают свои олигополистические позиции на рынке, приближаясь к монопольным позициям. МЦРТ, сохраняя молчание перед лицом этих повышений тарифов естественными монополиями, фактически способствует нарушению прав потребителей.

В-третьих: Давайте посмотрим на тарифы, которые платит большинство клиентов за интернет-услуги, которыми они пользовались в течение последних 3 лет. До 2022 года 10 Мбит/с стоили 12,5 манатов; в 2022 году 30 Мбит/с стали 18 манатов. Теперь 100 Мбит/с составляют 25 манатов. Учитывая разницу в скорости интернета, интернет-клиенты теперь будут платить ровно в два раза больше, чем до 2022 года. Можем ли мы сказать, что за последние три года любой другой продукт или услуга выросли в цене более чем вдвое, оправдывая 100%-ное увеличение тарифов на интернет? Это показывает, что естественные монопольные интернет-провайдеры используют свое монопольное положение для получения большей прибыли. Это случай получения высокого дохода за счет монопольного ценообразования.

В-четвертых: На протяжении многих лет регулирующий орган (Тарифный совет) в целом поощрял повышение тарифов, фактически выступая в качестве успешных адвокатов этих государственных компаний естественных монополий. Вместо того, чтобы защищать интересы потребителей, они защищали производителей и субъектов предпринимательства, предоставляющих услуги. Они оправдывали свое повышение цен. Однако, справедливости ради, следует отметить, что на этот раз Государственная антимонопольная и надзорная служба при Министерстве экономики осудила действия интернет-провайдеров, которые подняли цены. Честно говоря, это новая реальность и парадоксальная ситуация.

На своем официальном сайте они сделали следующее заявление относительно этого шага интернет-провайдеров: «Госслужба начала проверку по факту нарушения требований Кодекса конкуренции на рынке услуг широкополосного интернета. В результате были ограничены возможности клиентов, желающих выбрать пакет с более низкой скоростью интернета».

Пятое: не исключены и риски, связанные с повышением тарифов на интернет примерно на 30% по всей стране. После этого решения малоимущие граждане, жители наших регионов и уязвимые социальные группы могут все чаще отказываться от интернет-услуг. Согласно «Иерархии потребностей» Маслоу, человек сначала приобретает необходимые потребительские товары, затем ощущает потребность в удовлетворении моральных и социальных потребностей. Если большую часть расходов составляют продукты питания, то интерес к другим социальным и моральным потребностям будет демотивирован. В эпоху, когда XXI век называют «эрой интернета», ограниченный доступ граждан к дорогому интернету в нашей стране может подтолкнуть их скорее к жизни в Средневековье, чем к сегодняшнему дню.

Этот вопрос также следует рассматривать в контексте прав и свобод человека. Как известно, ООН уже несколько лет в своих официальных документах рассматривает доступ в Интернет не только как экономический ресурс, но и как вопрос прав и свобод человека. С этой точки зрения, если доступ граждан к Интернету затрудняется повышением тарифов, это следует рассматривать не только как экономическую проблему, но и как попытку ограничить права и свободы людей.

Написать отзыв

Общество

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей