Последнее обновление

(1 час назад)
«Нас ожидают очень тяжелые годы, а может быть и десятилетия»

В последние дни в СМИ распространяются новости о том, что в Азербайджане в ближайшее время произойдет очередная девальвация.

Как заявил местным СМИ экономист Натик  Джафарли, снижение положительного сальдо торгово-платежного баланса может в ближайшее время привести к обесцениванию или девальвации маната: “В последние месяцы мы наблюдаем снижение платежного баланса страны. Между товарами, которые продает страна, и товарами, которые она покупает, существует значительная разница. Обычно мы завершали  год с положительным сальдо в 7-8 миллиардов долларов.  Было даже так, что положительное сальдо составляло  10-12 миллиардов долларов. Приток валюты в страну сократился из-за сокращения добычи нефти и более низких, чем ожидалось, цен на газ.  Поэтому положительного сальдо как в торговом, так и в платежном балансе не наблюдается».

Натик  Джафарли считает, что если все это будет учтено, то может быть принято решение о девальвации или обесценивании маната: “Серьезного роста добычи нефти в Азербайджане не прогнозируется. Международные организации также прогнозируют снижение добычи в Азербайджане. В таких условиях может быть принято решение относительно маната. У нас административный курсовой режим, то есть процесс не регулируется рынком. Поэтому вероятность девальвации достаточно высока».

Еще один экономист Губад Ибадоглу считает, что рост как регулируемых, так и рыночных цен на фоне снижения нефтяных доходов в Азербайджане умножает ожидания, связанные с девальвацией маната.

«Снижение валютных поступлений, вызванное падением добычи нефти и снижением цен на газ, еще больше повышает ожидания потребителей и бизнеса в отношении того, что обменный курс, тесно связанный с ним, изменится. Превращение нынешней курсовой политики в один из факторов, сдерживающих рост ненефтяного экспорта, высокая импортная составляющая в формировании потребительских цен, снижение покупательной способности национальной валюты при высокой инфляции, резкое снижение положительного сальдо внешнеторгового баланса, счета текущих операций по сравнению с прошлым годом, рост номинальных и реальных эффективных обменных курсов привели к тому, что в правительстве появились сторонники девальвации».

Губад Ибадоглу считает, что банки в настоящее время более подготовлены к этому процессу, чем в 2015 году, когда друг за другом  происходили девальвации. Это также усиливает позиции сторонников  девальвации.

«Они рассматривают девальвацию как необходимый шаг для превращения маната, который остается неизменным в качестве нефтяного маната в течение многих лет, в реальную валюту и не видят другой альтернативы управлению рисками в будущем. Таким образом, несмотря на психологическое воздействие волны девальвации в странах-основных торговых партнерах Азербайджана, несмотря на сохранение стабильности курса маната, страх повторной девальвации увеличивает спрос на валюту, ускоряет отток инвестиций за границу и приводит к оттоку капитала из страны. “

В статье, опубликованной в ASTNA , Губад Ибадоглу пишет, что существует множество факторов, которые формируют ожидания девальвации.

Натик  Джафарли говорит, что если курс доллара в Азербайджане изменится, это будет сопровождаться ростом цен на продукты и услуги:

«Мы зависимая от импорта страна. Мы покупаем много продукции за рубежом. Если курс доллара изменится, мы станем свидетелями следующей волны роста цен в Азербайджане. Около 74% продуктов питания мы покупаем за рубежом. Естественно, в таком случае рост цен будет неизбежен. Но есть продукты, от импорта которых мы почти на 100% зависим. Например, существует 96 процентов зависимости от фармацевтических препаратов, из которых только 4 процента-местного производства. Это означает, что может произойти резкий рост цен на импортные препараты. Наша зависимость от импорта телевизоров, стиральных машин, холодильников и другой бытовой техники составляет 100 процентов. На эти продукты также будет значительное повышение цен. Кроме того, рост цен на автомобили и их запчасти может быть резким».

Действительно ли в Азербайджане ожидается очередная девальвация?

Эксперт по банковско - финансовым вопросам, юрист Акрам Гасанов поделился с ASTNA  своими мыслями по этому поводу.

* * *

Вопрос: Акрам бей, действительно ли в ближайшее время в Азербайджане может произойти девальвация?

Ответ: Вероятность того, что это произойдет в ближайшее время, то есть в течение ближайшего года, очень мала. Но в ближайшие 3 года, скорее всего, произойдет девальвация.

Вопрос: В чем причина?

Ответ: Причина в том, что экономика страны по-прежнему зависит от доходов от нефти и газа. То есть это неэффективная монополизированная экономика. А наша добыча нефти сокращается. Следовательно, наши валютные доходы снизятся. А наши расходы растут. В какой-то момент Центральный банк не сможет поддерживать стабильный курс национальной валюты, валютного резерва, который можно было бы потратить на это, будет недостаточно.

Вопрос: Эксперты говорят, что валютные поступления в страну снизились из-за сокращения добычи нефти, а также из-за того, что цены на газ оказались ниже ожиданий. Поэтому положительного сальдо как в торговом, так и в платежном балансах не наблюдается. В нынешнем случае для создания положительного сальдо невозможно предпринять какие-либо шаги, чтобы избежать девальвации?

Ответ: для этого должна быть нормальная конкурентоспособная экономика, чтобы наша страна поставляла на зарубежные рынки какие-то товары и услуги в серьезных объемах, кроме нефти и газа. А для создания такой экономики в первую очередь необходимо существование правового государства с  обеспечением  верховенства закона. Это тоже не дело одного или двух лет. Потребуется не менее десяти лет, чтобы инвесторы, предприниматели были уверены в проведении реальных правовых реформ, прекращении монополии. Но пока никаких серьезных реформ не чувствуется. Напротив, экономика становится еще более монополизированной. 

Вопрос: В Азербайджане в 2005-2015 годах мы были свидетелями  режима фиксированного курса, 1 доллар был равен 78-79 гяпик.  Это продолжалось  10 лет. Через 10 лет произошла 3-х ступенчатая девальвация. Теперь, в 2025 году, этот 10-летний период снова заканчивается. Существует вероятность того, что правительство пытается сохранить свои долларовые резервы путем внесения определенных изменений в обменный курс каждые 10 лет. Насколько это логично?

Ответ: Вопрос об обменном курсе вытекает из сущности экономической системы. В условиях примитивной экономической системы, где нет конкуренции, естественно, курс должен определяться и административным путем. Здесь напрасно ожидать чего-то необычного от Центрального банка. Как только возникает угроза валютным резервам, неизбежна девальвация.

Вопрос: Может ли быть, что девальвации не будет, а Центральный банк перейдет в режим плавающего курса, отпустив  манат? В таком случае, что может ожидать манат и население?

Ответ: Нет, не может. Потому что, как я уже сказал, в условиях отсутствия конкуренции, когда на зарубежные рынки не продается ничего серьезного, кроме нефти и газа, отпустить  манат  невозможно.  Потому что в стране есть в основном один надежный долларовый дилер – Нефтяной фонд.

Вопрос: Каковы ваши предложения? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы предотвратить девальвацию?

Ответ: На данный момент это уже невозможно. Если будут проведены реальные правовые реформы, улучшится инвестиционный и предпринимательский климат по крайней мере, через 10-15 лет мы не испытаем таких потрясений. Но в целом курс маната не является главной проблемой. Особенно если учесть, что в отличие от 2015 года, объемы кредитов населения и предпринимателей в иностранной валюте не высоки. Просто девальвация приведет к очередному росту цен, особенно на товары, купленные за рубежом. Большинство товаров, которые уже продаются в стране, также имеют иностранное происхождение. «Нас ожидают очень тяжелые годы, а может быть и десятилетия».

1 отзыв

Написать отзыв

Финансы

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей