Последнее обновление

(20 минут назад)
ЦБА пока удается регулировать денежно-кредитную политику

 Центральный банк Азербайджана (ЦБА) в заявлении 19 июня признал негативное влияние пандемии коронавируса на внутреннюю экономическую активность в Азербайджане и принял решение немного стимулировать ее за счет снижения учетной ставки до 7% с прежней в 7,25% (держалась с 31 января 2020 года).

При этом нижний порог процентного коридора снижен с 6,75% до 6,5%, верхний - с 8% до 7,5%.

Учетная ставка фактически определяет стоимость денег для бизнеса и населения.

Примечательно, что несмотря на беспрецедентную ситуацию в мире из-за COVID-19, ЦБА не меняет утвержденного в конце 2019 года графика рассмотрения параметров учетной ставки (8 раз в году), однако из-за сложной экономической обстановки проявляет больше осторожности, предпочитая не торопиться с решениями по ее изменениям.

В 2019 году Центробанк 8 раз рассматривал параметры учетной ставки и каждый раз снижал ее на 25 базовых пунктов. Таким образом, к концу 2019 года учетная ставка сократилась с 9,75% до 7,5%, нижний порог установлен на уровне 5,75%, а верхний – на уровне 9,25%.

В 2020 году ЦБА почти 5 месяцев не менял этот показатель (на уровне 7,25%), внес изменение 19 июня и планирует вернуться к этому вопросу 30 июля (по графику). При отсутствии форс-мажорных обстоятельств регулятор в этом году будет сообщать о решениях по учетной ставки 18 сентября, 30 октября и 18 декабря.

По мнению аналитиков российского «Газпромбанка», осторожность в действиях ЦБА — фактическое признание факторов замедления экономики Азербайджана, при котором инфляционные процессы также замедлились.

По итогам 5 месяцев 2020 года ВВП Азербайджана сократился на 1,7% по сравнению с ростом на 2,2% за аналогичный период прошлого года в условиях падения цен на углеводороды и ввода ограничительных мер в связи с пандемией.

При этом снижение ненефтяного ВВП, наиболее чувствительного к доступности кредитных ресурсов, зависящих от учетной ставки, составило 2,1%, в то время как за аналогичный период прошлого года он вырос на 2,4%.

Сам ЦБА сообщил, что например, в мае «в негативной зоне был индекс доверия бизнеса к развитию ненефтяной промышленности (строительства, торговле и услугам)», что на деле означало, что банки, деятельность которых фактически замерла из-за пандемии и кризиса рынков, свели на «нет» кредитование указанных сфер деятельности.

Облегчение ситуации ЦБА видит в реализации мер, принятых для поддержки населения и бизнеса, включая предоставление кредитов для реструктуризации кредитов, субсидирование процентных ставок и расширение гарантийной поддержки.

Но пандемия влияет на снижение по всем компонентам совокупного спроса.

«В январе-мае 2020 года розничный товарооборот снизился на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, услуги населению снизились на 14,9%. Инвестиции в ненефтяной сектор в отчетном периоде сократились на 16,7%», - отмечается в сообщении.

Снижение деловой активности привело к дефляционным процессам, что «на руку» правительству и ЦБ, и позволяет аналитикам как самого банка, так и экспертам международных финансовых институтов говорить о том, что инфляция в Азербайджане в 2020 году будет в 3,0-3,5%, как и прогнозировалась (в 2019 году была 2,6%).

Дефляция в мае составила 0,5%, инфляция за 5 месяцев - 2,9%.

В мае отмечалась нормализация потребительского спроса на товары первой необходимости после ажиотажа в апреле в условиях ввода ограничительных мер.

Если же делать сравнение к показателю на конец мая 2019 года, то за этот годовой период инфляция по продовольственным товарам составила 5,7%, по непродовольственным - 1,4%, в сфере услуг - 0,4%.

«На фоне неопределенности, вызванной пандемией, сокращение спроса и потребления, а также инвестиционных расходов являются основными факторами дефляции. На снижение продовольственной инфляции также оказывают влияние сезонное падение цен на сельскохозяйственную продукцию и продолжающееся снижение мировых цен на продовольствие (спад на 10,5% за 5 месяцев 2020 года)», - отмечает ЦБА.

По мнению аналитиков «Газпромбанка», инфляция в Азербайджане замедлилась и благодаря удержанию стабильного курса маната по отношению к доллару США.

 Внешние факторы

 «Низкие риски удорожания импорта обеспечиваются стабильным курсом USD/AZN, который ЦБА рассматривает в качестве «якоря» макроэкономической стабильности и поддерживает на уровне 1,7 AZN/USD», — считают иностранные аналитики.

«Спрос у населения на иностранную валюту вернулся к докризисным уровням, продажи валюты на аукционах ЦБА демонстрируют минимумы», — фиксируют эксперты.

Сам ЦБА считает, что спрос на валюту был у импортеров, но в настоящее время торговые операции по импорту снижаются, что и отражают показатели валютных аукционов.

Однако в этом комментарии есть доля лукавства, т.к. известна масса случаев отказа банков от продажи долларов населению в запрашиваемых количествах.

Поддержку азербайджанскому манату может оказать и восстановление цен на нефть, а также инструменты ЦБА, регулирующие ликвидность в национальной валюте.

Высокая достаточность валютных резервов Азербайджана (около $47 млрд) создает возможности для поддержки маната в условиях внешних шоков. 

Рост мировых цен на нефть — основной экспортный продукт страны — находит и свое отражение в платежном балансе.

В связи с этим ЦБА не исключает профицита счета текущих операций платежного баланса по итогам I-го полугодия 2020 года.

Напомним, что профицит счета текущих операций платежного баланса Азербайджана за I-ый квартал 2020 года составил $643,6 млн, что в 2,5 раза меньше аналогичного периода прошлого года. Средняя цена на нефть в январе-марте 2020 года составила $57,6 за баррель против $61,9 годом ранее.

«На фоне новой сделки ОПЕК+ цены на нефть начали восстановление. С начала июня средняя цена нефти марки Brent составила $40 за баррель, что на 23% выше средней цены в мае ($32,5 за баррель) и на 48% выше цены в апреле ($27,1) за баррель», - сообщает Центробанк Азербайджана.

Вероятно в ЦБА считают, что несмотря на самое большое снижение добычи нефти (выполнение обязательств перед ОПЕК+) Азербайджаном в июне и в июле, доходы от экспорта «черного золота» удастся компенсировать именно более высокими ценами на фоне снижения объемов прокачки. 

Пока же, по данным за 5 месяцев 2020 года суммарный экспорт Азербайджана сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В экспорте около 77% приходится на нефть и свыше 10% — на газ.

Аналитики считают важным тот факт, что ситуация на валютных рынках основных торговых партнеров Азербайджана (РФ, Турции) стабилизировалась, что позитивно влияет на номинальный и реальный эффективный обменные курсы маната.

Однако во многом такая стабилизация объясняется не рыночными условиями, а политическими шагами, любыми способами пресекающими недовольство населения и попытки гражданского неповиновения.

«Из-за неопределенности по внешним рынкам ЦБА сохраняет осторожную политику, что, в принципе, оправдано», — считают в «Газпромбанке» РФ.

По мнению ASTNA, именно итоги июня-июля будут самыми показательными в отношении реального положения дел как в самом Азербайджане, так и у его соседей, и ключевыми здесь станут ситуация на мировом рынке нефти и политическая стабильность.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей