Naxçıvanın başçısı Vasif Talıbov məmurlarla söhbət edir
Арест двух, хотя и бывших, министров в Нахчыванской Автономной Республике (НАР), вызвал шквал вопросов не только в Азербайджане, но и за рубежом. И не случайно. Нахчыван территория особая. Отсюда тянутся корни режима в Азербайджане, в системе власти которой нахчыванцы в истории независимого, впрочем, как и советского Азербайджана, традиционно играли важную роль.
9 марта стало известно об аресте экс-министра внутренних дел НАР генерал-лейтенанта Ахмеда Ахмедова, который 17 лет возглавлял нахчыванскую полицию, и экс-министра образования Мамеда Гарибова. Его министерский стаж был не столь высок - 2016-2018 годы. Прокуратура не делала громких заявлений, присущей ей обычно, ограничившись подтверждением факта арестов.
В последний раз чиновника министерского ранга посадили в Нахчыване в 2016 году. Это был экс-министр безопасности Вели Аскеров, 15 лет руководивший местнымил чекистами. Арестованному экс-министру первоначально было предъявлено обвинение в присвоении госимущества (179.3.2 ), злоупотреблении положением ( 308.1) и 309.1 (превышение полномочий) УК. Позже появилось новое обвинение в незаконной прослушке телефонных разговоров - статья 308.2. Он был осужден на 14 лет заключения. Как видим поводом для ареста стали финансово-экономические проступки, а его причина крылась в прослушках. То есть дело было политическим. Прослушка дело обычное в органах и за это силовиков не арестовывают. Данный арест означал, что прослушивались высокие лица, которых не должны были прослушивать.
Тогда это дело связали с отставкой и домашним заключением министра нацбезопасности Азербайджана Эльдара Махмудова, с которым Аскерова связывали тесные рабочие и нерабочие узы. Причиной отставки Махмудова СМИ также называли несанкционированные прослушки высшего руководства страны.
История Азербайджана изобилует фактами внутривластной борьбы за доминирование в государственной системе управления. И все последние громкие посадки глав исполнительной власти, бывших и не бывших министерских чиновников, свидетельствуют об остроте этой проблемы в стенах действующего режима.
Нельзя сказать, что эти события случайно совпали с кадровыми обновлениями в во всех эшелонах власти. Они приобрели размах с момента назначения первым вице-президентом Мехрибан Алиевой, которая, как смотрится со стороны, осуществляет зачистку и расстановку кадров не по клановому принципу, а совершенно новой системе координат, где образованность и личная преданность общему делу выходит на первый план.
До сих пор эта практика широка применялась в Азербайджане и несколько обходила Нахчыван, чред которого видимо уже наступил - автономию приспосабливают к новым внеклановым отношениям, что в целом можно назвать позитивом, хотя мало что меняет в недемократических методах управления страной.
Последние аресты в Нахчыване можно рассматривать с этой призмы, а не с точки зрения межклановой борьбы. Об этом свидетельствует сохранение сильных позиций нахчыванцев в структуре власти - главы правительства, СГБ, МВД, МЧС и другие. Хотя могу быть и другие преломления взглядов на ситуацию, которые мало кто озвучивает вслух.
Написать отзыв