Последнее обновление

(44 минуты назад)
Arxiv

Arxiv

В сообщении агентства было отмечено, что «события в стране потребовали отклонения от графика пересмотра суверенного рейтинга Fitch по Азербайджану, который раньше намечался на 17 июля 2020 года».

По мнению экспертов агентства, в Азербайджане в 2020 году будет спад ВВП на 4,8%, тогда как раньше Fitch прогнозировало рост на 2,2%, а правительство Азербайджана — рост на 3%, что при нынешних условиях представляется нереальным. 

В основе объяснения — тот факт, что «резкое падение цен на нефть и меры по сдерживанию распространения коронавируса COVID-19 приведут к снижению экономической активности в Азербайджане в 2020 году».

«Fitch прогнозирует, что спад ВВП составит 4,8% в 2020 году, поскольку доходы, потребление и нефтяная и ненефтяная сферы пострадают от карантинных ограничений. Но мы прогнозируем, что рост ВВП в 2021 году составит 2,5% по мере восстановления цен на нефть и совокупного спроса», - отмечается в сообщении агентства.

Инфляцию в Азербайджане в текущем году Fitch прогнозирует на уровне 1,5% (январский прогноз этого рейтингового агентства был 3,3%).

Fitch также считает, что консолидированный фискальный дефицит в 2020 году будет на уровне 6,8% ВВП в 2020 году, тогда как еще три месяца назад прогноз был в виде профицита в 4,4% ВВП.

«Резкое падение цен на нефть значительно сократит фискальные доходы от нефти, поступающие в Государственный нефтяной фонд (ГНФАР), в то время как увеличатся текущие расходы на социальные выплаты и пособия, поскольку уровень безработицы повысится до 8% с 5% в 2019 году. Fitch ожидает, что фискальные правила будут временно приостановлены, чтобы позволить правительству отреагировать на кризис», - подчеркивает агентство.

Fitch считает, что госдолг Азербайджана невысок (19,1% ВВП на конец 2019 года), но он увеличится в текущем году до 23,8% ВВП, т.к. часть средств пойдет на финансирование части мер государственной поддержки во время пандемии COVID-19.

По оценкам агентства, из-за снижения цен на нефть дефицит счета текущих операций платежного баланса Азербайджана составит 2,8% ВВП, тогда как в 2019 году был профицит 9,3% ВВП.

К профициту в 5,2% счета текущих операций Азербайджан сможет вернуться в 2021 году на фоне восстановления цен на нефть.

 Рекомендации Fitch в отношении валютной политики

 «Власти настойчиво защищают курс 1,7 AZN / USD, несмотря на падение цен на нефть марки Brent на 32% с конца февраля. Это становится дорогостоящим и неустойчивым. В Азербайджане углеводороды составляют примерно 40% ВВП, 90% экспорта и две трети налоговые поступления. Государственный нефтяной фонд (SOFAZ) с начала года продал на валютных аукционах $2,9 млрд, причем $1,9 млрд долларов в марте. Продажи от SOFAZ на валютных аукционах Центробанка составили 45% от его годового трансферта в госбюджет в $6,7 млрд. Мы считаем, что необходимо внести изменения в закон о бюджете, чтобы разрешить дальнейшие продажи валюты на аукционах ЦБА вне лимитов годового трансферта ГНФАР», — отмечает рейтинговое агентство.

Эксперты указывают на то, что валютные резервы ЦБА составляют $6,4 млрд, но они «ниже четырех месяцев текущего уровня иностранных (внешних) активов Азербайджана (CXP) с момента последнего скачка цен на нефть. Объемы FX продаются как в индивидуальном, так и в обычном режиме.

«Даже при снижении спроса на валюту в апреле, темпы ее продаж потребуют «просадки» активов Азербайджана для защиты маната на фоне низких цен на нефть Суверенные иностранные активы, включающие валютные резервы ЦБА и ГНФАР, на конец 2019 года составляли $49,5 млрд или 27 месяцев CXP. Азербайджану нужно помнить о риске ошибочных действий в валютной политике, помнить об опыте 2014-2015 гг. Всё еще высокая долларизации депозитов (61% на конец 2019 г.) и долларизации кредитов (35%) усиливают потенциальную возможность неконтролируемой девальвации маната», — считают в Fitch.

Fitch считает, что на качество активов банков в Азербайджане будет влиять пандемия коронавируса и
низкие цены на нефть.

«Банки в Азербайджане еще не до конца оправились от проблем с качеством унаследованных активов (от девальвации 2015 года), остаются слабыми, что отражено в индикаторе Fitch Banking System (BSI)
оценкой «B». Невозвращенные кредиты в совокупном банковском секторе по-прежнему высоки», — пишет рейтинговое агентство.

После реструктуризации долга в 2017 году МБА вернулся к прибыльности с улучшенным качеством активов. Однако, несмотря на сокращение своей открытой валюты с $1,9 млрд. в 2017 году, нехеджированная позиция остается большой и составляет $0,8 млрд.

Помочь Азербайджану могло бы привлечение значительных ненефтяные прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для диверсификации экономики, но в 2020 году это вряд ли возможно.

Также до сих пор в Азербайджане низкий уровень ответственности в системе управления, слабые права для участие в политическом процессе, неравномерное применение закона, высокий уровень коррупции.

Всё это мешает реализации эффективных реформ для того, чтобы экономика Азербайджана была в меньшей опасности от внешних шоков.—0—

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей