Последнее обновление

(9 минут назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

Ислам, первоначально сыграв огромную роль в развитие восточных народов и государств,  постепенно стал терять двигающую силу. Каждая философия через определенные промежутки времени должна быть заново осмыслена и адаптирована к реалиям. Если этого не происходит, она теряет движущую силу. Такое мы часто наблюдаем   в науке  и в культуре. После исчерпания возможностей    механической физики,  для объяснения явлений природы, пришлось открывать квантовую механику, оптическую, ядерную физику. Каждое поколение  режиссеров по новому читает и  ставит классику, к примеру,  Гамлета.  Также с религией.  Такой подход помог христианским обществам адаптировать свою религию к новым реалиям.

Одно из таких событий   произошло в 16 веке.  Священник доктор Мартин Лютер по-новому истолковал Евангелия Нового Завета, предложив совсем иную христианскую парадигму. Он полагал, что никакого «апостольского посредничества» в отношениях между богом и человеком быть не может. Лютер считал, что источником веры может быть исключительно Библия, то есть отдавал первенство Священному Писанию перед Священным Преданием. Под Священными преданиями имелись ввиду учения апостолов, ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, что устраивало  церковь  (подобие сунны и хадисов в исламе). 

По новому учению, в отличие от церквей, отрицают вероучительный авторитет
Священного Предания как главного источника веры и признается допустимость
самостоятельной интерпретации Священного писания христианином. Лютер освободил верующих от духовного деспотизма и произвола, отвергнул во имя личной свободы весь авторитет Церкви. Дав народу Библию на родном языке, немецкий реформатор считал что Священное Писание ясно само по себе, что всякий человек, будет правильно понимать его без руководства церкви. Став свободным от деспотизма  церкви эти люди не могли потерпеть ограничения и в общественной жизни. Далее церковь отделяется от государства  и в дальнейшем с 17 века происходят буржуазные революции, строятся страны с  демократическими
институтами дающие полною свободу для самовыражения личности.

Дальше было легче. Христиане стали свободно  интерпретировать на религиозные темы. Вспомним фильм М.Скорсезе «Последнее искушение Христа», или книгу «Код де Винчи»  Д. Брауна. Они спокойно спорят о воскресение и распятии Иисуса. Либеральное отношение к религии  постепенно охватывало все стороны общественной жизни и способствовало ускоренному развитию.

Последствия реформ сразу ощущается в экономике. Согласно немецкому социологу Максу Веберу Лютер не только положил начало Реформации, но дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская Этика определила дух Нового времени. Вебер обращает внимание на союз протестантизма и буржуазии. Причина этого, по мнению ученого, заключена в особом мировоззрении, которое способствует большому «экономическому рационализму» протестантов, тогда как католики были скорее «отчуждены от мира» и равнодушны к земным благам (как  мусульмане).На первом месте среди  христианских ценностей у протестантов стояла трудовая деятельность, которую они считали служением Богу. Трудовая повинность у них заменялась потребностью в честном, напряженном и профессиональном труде. Труд протестантов приравнивался к молитве, богослужению и чтению Священного Писания. Богатство является следствием напряженного труда и аскетического образа жизни.

По исламскому календарю мы находимся в средних веках, образно выражаясь во времена Мартина Лютера. Если следовать историческим закономерностям, то мы стоим в преддверии реформ. Первым  кто понял и осуществил это, был Ататурк. Но его реформы касались только  ограничения влияния религии на общественную жизнь, и  не коснулись сути ислама. Поэтому она не была принята всеми слоями общества и не  распространена в другие страны. В результате мы становимся свидетелями активизации политического ислама и его влияния  на государственные дела во многих странах Востока, которая не приносит  успеха.  

И сегодня некоторые политические деятели исламского мира хотят внести свою лепту в этот вопрос. Несколько лет тому назад было обращение Президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси к теологам об упорядочении и новом подходе к сунне - хадисам. Сунна состоит из описаний поступков пророка Мухаммада, его высказываний  и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов в VIII—IX веках. Недавно в своей речи перед теологами религиозного  университета Аль-Азхар, развивая свое видение, он сказал: «Эти мысли - и я не говорю религия, я говорю образ мышления, набор текстов и идей, которые стали для нас сакральными, священными настолько, что любое отклонение от них становится практически невозможным - этим самым мы восстанавливаем против себя весь мир».

Сиси провозгласил: «Нам необходима религиозная революция».

Многие светлые головы Востока также считают важным изменение отношений к  сунне-хадисам. Один из них наш соотечественник писатель Ч.Гусейнов,  автор романа  о жизни пророка "Не дать воде пролиться из опрокинувшего кувшина" и книги исследовательского характера "Суры Корана, расставленные по мере ниспослания их Пророку",  также, считает, что  наличие  одинаковой силы Корана и Сунны мешает  либерализации взглядов в исламских обществах, и пришло время  изменить отношение к ним. Ведь  исламские теологи изучают и объясняют Коран посредством сунны-хадисов. Таким образом, мусульманина держат в определенных рамках, не давая возможности для самостоятельного осмысления своей религии, что  отрицательно влияет на развитие критического мышления и  сказывается на  общественной жизни мусульманина.

Этому мешает и запрет исламских богословов  на признание перевода Корана божественным писанием. Перевод Корана считается пересказом смысла  священного писания. Этот вопрос прекрасно решается Ч.Гусейновым. Он считает что, из текста священного писания следует что, Коран дан на языке Аллаха, но это не означает, что речь идет об арабском языке. Бог лишь выбрал в качестве пророка араба, а пророк отличается от обычных людей тем, что он может слышать и распознавать «знаки бога». Мухаммед, таким образом, выступает в качестве своеобразного переводчика «языка Аллаха». Претворение в жизнь двух указанных тезисов даст   возможность  изучению Корана на родном языке, без посторонней помощи и объяснений, что усилит свободное осмысление Священного писания каждым индивидуумом и освободит его от чрезмерной  опеки религиозных деятелей. Смеем предположить, что это сразу отразится в повседневной общественной жизни, либерализует ее, так как  тесно стыкуются с реформами М.Лютера. 

Интересен взгляд  Махатхира Мохамада, который последние 20 лет занимал  должность премьер-министра Малайзии. За это время экономика страны стала 23-ей мире по конкурентоспособности. И так он пишет: «Великая исламская цивилизация пришла в упадок, когда мусульманские ученые стали интерпретировать поиск истины, как, и предписано Кораном, в чисто религиозном смысле; все прочее знание для них стало неисламским. В результате мусульмане отказались от науки, математики, медицины и других так называемых "светских дисциплин". Вместо этого они посвящали свое время спорам об учении Ислама и его толкованиях, об исламской юриспруденции и исламской практике, что в конечном итоге привело к распаду уммы и образованию многочисленных сект, культов и школ».

В результате в мусульманском мире укоренилось следующие тенденции, которые проигрышные  в сопоставлении с христианскими.

 -В отличие от христиан, мусульмане перестали искать истину, так как  считали, что они ее нашли.

- Мусульманская философия жизни базируется на той части истории, где мусульмане  были успешными, поэтому им   важно то, что было. Они хотят вернуть прошлое.  Христианам важно то, что могло быть, поэтому они нацелены на будущее, и стараются приблизить ее.

- Мусульмане считают важным выучить наизусть и повторить писание,  а христиане - дойти до сути и развить свои  священные книги.

Смеем предположить что, развитие мусульманских обществ будет зависеть от того, насколько им удастся сократить  разницу между этими подходами. 

В истории ислама имеются моменты, которые могут стать опорной точкой к ее либерализации. Мусульманские консерваторы соревнуясь в копировании жизни пророка Мухаммеда не замечают, что Бог послал свое священное откровение человеку с либеральными взглядами. Пророк в молодости скептически относился к существующим религиям и ни разу не вошел внутрь Каабы, хотя ключи от ворот были у его деда. Он понимал, что существующие веры примитивны, и нужно нечто более совершенное для развития человечества, так как был обладателем отличной логики. Он был человеком, сомневающимся,  и поэтому  сомнением отнесся к первым откровениям. Если предположить, что Бог тогда доверился бы верующим догматикам, то они наверное отвергли бы эти откровения,  как сейчас отвергают любые объяснения,  которые способствовали бы ускоренному развитию уммы. И так Бог выбрал для своего откровения человека свободного и открытого для восприятия нового и не ошибся. Так почему же мы боимся быть похожим на пророка в этом плане.

В отличие от пророка Мухаммеда, который был прагматиком, его последователи стали догматиками. В одном из хадисов рассказывается о том что, пророк запретил вырубать финиковые пальмы. Во время взятия одного города эти деревья заслоняли обзор и мешали нападавшим. Тогда пророк изменил свое решение и  ответил обратившему «Если оно вам мешает, то можно вырубить». После этого город с легкостью был взять. Если развить этот тезис, то можно прийти к выводу, что если что-то останавливает развитие, от него нужно избавиться. Но, к сожалению, в дальнейшем умма не стала пользоваться возможностями данного хадиса. Этот тезис очень хорошо стыкуется с притчей про Иисуса, который посоветовал рыбакам без улова плыть дальше. Христиане стали объяснять эту историю  следующим образом - если вы, где то  не добились успеха, то ищите удачу в другом месте. И сегодня мы видим, как они сильно распространены по всему миру, динамичны, энергичны и успешны.

Мусульманские догматики (консерваторы), говоря о достижениях ислама, очень часто приводят пример Омейядского халифата. Это вершина исламской империи. Тогда ее территория достигала 13 млн.кв.км. Но не упоминают, что она была создана прагматиками (либералами). Омейяды укрепили свою власть и стали молниеносно развиваться  (99 лет подряд) после победы над догматиками. После отстранения от власти и уничтожения всех членов омейядской династии, империя стала сокращаться и больше не вернулась в прежние границы. Может не стоить противостоять либералам? 

Требования  Корана к многоженству четко определены, равная любовь и  содержание, что в принципе сложно претворить в жизнь. Но недостаточное знание Корана  и слепое следование  нормам шариата, неверно трактуемым религиозными деятелями, и  традиции не способствует рациональному планированию семьи, что приводит в бедных странах Востока к  росту необразованного  поколения. Это приносит раздоры и социальные катаклизмы, что, в конечном счете, отрицательно влияет на развитие общества. Если отойти от старой парадигмы и заново осмыслить Писание, то  можно будет найти формы отхода  от данной постановки вопроса,   опираясь на Коран.

Сегодня, считая Запад превосходящей цивилизацией, Восток боится быть поглощенным. Отсюда питается  игнорирование Запада, что приводит изоляционизму. Но турки постоянно двигались  от Востока к Западу, по пути встречая цивилизации более развитые. Но от этого они только выиграли, развиваясь в интеграции. Самый цивильный исламский халифат Кордовский был создан уцелевшим внуком последнего Омейядского халифа, в самой западной  точке Европы. То есть олицетворял в себе синтез Востока и Европы. Может перестанем бояться Запада!

Ясно, что нужны реформы, известно, что и как должно быть реформировано, неизвестно ВРЕМЯ…Ждем…

Шахмар Агабалаев, кандидат экономических наук

 

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей