Последнее обновление

(13 минут назад)
Açiq mənbələrdən foto.

Açiq mənbələrdən foto.

Предыдущая встреча сопредседателей с главами МИД Азербайджана и Армении состоялась на полях ГА ООН в сентябре 2021 года. Но это не была совместная встреча державной  тройки и кавказской двойки. На встречах в формате МГ-Азербайджана и МГ-Армения состоялся обмен мнениями по вопросам продвижения процесса нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией с учетом новых реалий, сложившихся в регионе.

За истекший период нормализации не произошло. Мы можем только свидетельствовать осложнение обстановки, как во внутриполитической повестке двух стран, так на линии соприкосновения на границе двух стран и на региональном политическом поле. В армянском обществе политические оппоненты Пашиняна усиливают реваншистскую риторику с целью возвращения контроля над Карабахом, а Алиев занят реконструкцией освобожденных территорий без оглядки на переговорный процесс. Для него нет проблемы статуса, о котором так активно говорят в Ереване.     

Хотя стороны конфликта говорят о приверженности Минскому процессу  и посредничеству, но они как и прежде, когда Армения контролировала 20% территории Азербайджана, все еще не готовы компромиссам  теперь уже по новым причинам. Поигравшая войну Армения стремится сохранить статус-кво нерешенности карабахской проблемы, чтобы не идти на уступки поднявшемуся на пьедестал победителя Азербайджану. В свою очередь  Азербайджана теперь  стремится закрепить статус-кво победителя  с прицелом на длительную осаду  побежденного, чтобы склонить его к такому же безоговорочному долгосрочному миру, как это произошло в  случае с краткосрочной войной в 2020 году.     

Как не парадоксально, ограниченная в связях  с внешнем миром Армения, которая более чем Азербайджан заинтересована в разблокировании коммуникаций, продолжает придерживаться политики самоизоляции ради реализации многолетней идеи   отторжения Карабаха, хотя сама идея уже девальвировалась значительно, что видно по усилившемуся от безнадежности исходу населения из этой страны.   

Сам ход переговоров в Париже и скудные дипломатически возвещенные послания мировому сообществу о результатах переговоров, говорят о том, что Армения и Азербайджан как никогда далеки от  ускорения процесса заключения мира. Предшествующая этому риторика   в обеих странах не была  обманчивой.

Проблема также заключается, и в том, что сами сопредседатели, раздираемые противоречиями по более широкому кругу вопросов, включая Карабах, вряд ли готовы к компромиссам более чем МИДы Азербайджана и Армении. Сложившаяся в ходе прошлогодней войны диспозиция сопредседателей по отношению к конфликту сохраняется. Россия в силу ее    военного присутствия в Карабахе и посредничества в рамках заявления от 9-10 ноября 2020 года остается основным медиатором конфликта. И  встреча в Париже подтвердила, что никто не против сложившихся реалий после 27 сентября 2020 года, когда азербайджанская армия, перехватив стратегическую инициативу, и перефразируя цитату Клаузевица, превратила войну в продолжение политического процесса с результатами, которых так долго лелеял Баку за столом минских переговоров.   

В связи с этими умозаключениями мы можем  прогнозировать дальнейшую ведущую медиацию Москвы в карабахском урегулировании. Одним их элементов этого может стать откладываемая не раз встреча   Алиев-Пашинян  уже к концу года. Встреча МИД  Азербайджана и Армении в Париже можно рассматривать предтечей азербайджано-армянского саммита в стенах Кремля.  Париж сделал пас в сторону Москвы.

 

 

 

 

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей