Sergey Naryshkin
Глава разведки страны, имеющей соответствующие государственные традиции, почти всегда строго хранит молчание. А если он заговорит, то только после очень серьезных консультаций с соответствующими инстанциями. Ну а о многословии действующего руководителя секретной службы и речи не может быть. Потому что каждое его слово может быть истолковано по-разному.
Исходя из этого, вряд ли можно считать нормальным то, что, примерно, 10 дней назад глава Службы внешней разведки (СВР) России обвинил Турцию в "переброске членов джихадистских организаций из Сирии" в регион. Потому что, с одной стороны, заговорил человек, возглавляющий внешнюю разведку большой страны, а с другой стороны, он обвинил другую великую страну.
Турецкие медиа, подобно пристрастной к красному знамени советской прессе, поглощенные пением дифирамбов своим властям, или не заметили, или же не захотели увидеть эти обвинения. Хотя они были обязаны должным образом отреагировать на обвинение С. Е. Нарышкина.
Тем временем, отдельные русскоязычные сайты, сохраняя в повестке утверждение руководителя внешней разведки РФ, писали о том, что якобы некоторые группы, «заброшенные Турцией на Южный Кавказ с Ближнего Востока», напали в Дагестане на полицию, а в Чечне была ликвидирована группа из 4 человек, готовящая теракт. Об этом заявлял также и глава государства Чечни.
Но если турецкие СМИ об этом умалчивают, то российские медиа, распространяющие подобный контент, утверждают, что в беседе по телефону с министром обороны Турции Хулуси Акаром глава МО России Сергей Шойгу также выразил беспокойство по поводу данного вопроса. И будто этого было мало, некоторые сайты также растиражировали переговоры по телефону и рации между людьми, которые якобы Турция и перебросила с Ближнего Востока в Карабах для участия в войне.
Другими словами, обвинения «Турции в привлечении людей с Ближнего Востока» к операциям, проводимым Азербайджаном по освобождению своих территорий, выступают как проявление государственной политики России.
Ибо вопрос поднялся до уровня глав государств, но озабоченность президента России глава государства Турции парировал уверенно и несколько лаконично: «У этих ребят в своих странах есть более серьезная работа».
В этом плане совместная позиция Анкары и Баку в отношении этих утверждений и обвинений совершенно резонна: «Имея достаточно сильную регулярную армию для того, чтобы справиться с Арменией, Азербайджану нет необходимости привлекать какие-либо дополнительные легальные или иллегальные силы».
В таком случае, вполне естественно спросить: «Почему Москва сохраняет в повестке вопрос о якобы «вовлечении Турцией членов радикальных джихадистских организаций Сирии в боевые действия в Карабахе», тогда как и Баку, и Анкара многократно опровергали это утверждение, а СМИ России, в частности, некоторые Интернет-сайты так и не смогли доказать его истинность?».
Конечно, главная причина этого кроется в том, что в освобождая свои территории от оккупантов, Азербайджан за короткий срок сильно преуспел в этом, и безоговорочная поддержка Баку Анкарой в данном процессе не может не тревожить Москву. И хотя оказываемая Турцией поддержка – моральная, было бы неестественно, если решительные заявления турецких властей, особенно президента Т.Эрдогана, твердость, продемонстрированная страной НАТО после Ближнего Востока и Ливии и на Кавказе, не встревожила бы Россию, считающей его своей вотчиной более 200 лет.
Видимо, Москва рассчитала, что прямые осуждение и нападки на Азербайджан из-за начатого им 27 сентября контрнаступления, может побудить Баку официально призвать на помощь Турцию (подобно тому, как Сирия обратилась к России в сентябре 2015 года) и выполнение Турцией этой просьбы полностью изменит баланс сил на Кавказе.
Стало быть, поэтому, чтобы не вынуждать Азербайджан идти на этот шаг, Москва, обвиняя Анкару «в отправке в регион джихадистских групп», пытается нейтрализовать ее. Сколько будут озвучиваться эти утверждения, могут ли они быть доказаны, удастся добиться прекращения оказания моральной поддержки Азербайджану Турцией? О чем говорит выдвижение против Турции этих обвинений: о силе России или о потере ею часть своего влияния на Кавказе?
При поиске ответа на этот вопрос, не забывайте, насколько важны демократические ценности ...
Маис Ализаде
Написать отзыв