Munich security conference, February 16, AZERTAC
В интервью проправительственным азербайджанским телеканалам 19 сентября после церемонии закладки фундамента морского месторождения «Абшерон» на Бакинском заводе глубоководных оснований, Алиев угрожающе заявил, что восстановит юрисдикцию Азербайджана над Карабахом и фактически отказывается вести переговоры с правительством Никола Пашиняна.
Последний своими действиями, начиная с конца прошлого года использовал не мало поводов, чтобы вызвать Алиева на тропу дипломатической войны, которая порою перерастала в реальные боевые действия, как это имел место в июле этого года на границе в Товузском районе.
Товузские военные действия по признанию министра иностранных дел Сергея Лаврова были спровоцированы армянской стороной. И мы можем говорить с учетом других провоцирующих шагов Пашиняна о спланированном характере его действий с целью подрыва переговорного процесса.
Алиев в своем интервью назвал несколько таких деструктивных акций в рамках армяно-азербайджанского конфликта: показательное проведение инаугурации лидера армянских сепаратистов в бывшей столице карабахского ханства - Шуше, демонстративное заселение оккупированных территорий ливанскими или сирийскими армянами, попытки реанимации умершего окончательно в 1923 году севрского договора, предусматривавшего создания армянского государства на турецких территориях и прочее.
Мы далеки от того, чтобы утверждать об одностороннем непродуктивном поведении одной из сторон конфликта. Публичная дискуссия Алиев-Пашинян на полях февральской Мюнхенской конференции по безопасности показала, что президент Азербайджана был неплохо подкован с точки зрения исторической стороны вопроса, где не был готов оставить армянской стороне малейшего шанса на право исторического присутствия в регионе.
В целом заметно, что стороны увлеклись историческими и иными аспектами торпедирующими переговорный процесс, выражая тем самым неготовность к предметным (субстантивным) переговорам, к которым приглашают их сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
14 сентября сопредседатели МГ провели в Париже интенсивные консультации. Они отдельно говорили по телефону с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым и министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном и пригласили министров лично встретиться с сопредседателями в ближайшие недели для дальнейшего уточнения их позиций для возобновления серьезных предметных переговоров без предварительных условий.
Воспользовавшись днем независимости Армении, в своем поздравлении армянскому народу госсекретарь США Майк Помпео 21 сентября также призвал стороны карабахского конфликта возобновить субстантивные переговоры по урегулированию.
Но возобновление таких переговоров в недалекой перспективе маловероятно по причине:
1.Неготовности глав Армении и Азербайджана вести такой диалог.
2. Неготовности сопредседателей, которые в обращении сторонам дают для размышления несколько недель для дальнейшего уточнения их позиций и т.п. для возобновления переговоров.
Сюда же можно отнести демонстративное усиление сотрудничества Азербайджан-Турция и Армения-Россия, которые предполагают еще большее расхождение позиций сторон за столом переговоров Минской группы, и эволюционирования дипломатических позиций в военные, что неизбежно усиливает язык войны в регионе.
После товузских событий прошли параллельные азербайджано-турецкие и армяно-российские военные учения, каждые из которых предусматривали уничтожение вероятного противника. Это предполагает, что военный управляемый компонент конфликта из формата учений может перерасти в локальный военный, и стать одним из вариантов принуждения к миру, за которым может последовать приглашение народов к миру, проект которого был безуспешно запущен два года назад. Гибридные варианты не исключены и имели место во многих конфликтах по всему миру, да и сам Карабахский конфликт не раз демонстрировал такую вариацию.
Так что в этом смысле риторика Пашинян-Алиев и военные союзы Азербайджан-Турция и Армения-Россия создают для этого необходимые предпосылки.
Rəy yaz