Последнее обновление

(5 часов назад)
Second President Robert Kocharian, Prime Minister Nikol Pashinyan and third President of Armenia Serzh Sargsyan (left to right). arm-portal.ru

Second President Robert Kocharian, Prime Minister Nikol Pashinyan and third President of Armenia Serzh Sargsyan (left to right). arm-portal.ru

Как известно, несмотря на поражение в войне с Азербайджаном, лидер правящей партии Никол Пашинян сохраняет за собой сильные  предвыборные позиции.  Эксперты ему отводят около трети голосов на выборах. Это больше, чем все его конкуренты могут набрать  вместе.

Политтехнолог Виген Акопян считает, что кроме Пашиняна,  шансы на победу есть у блока "Дашнакцутюн"-"Возрождающаяся Армения" во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном, у блока Республиканская партия Армении – "Отечество",  у партии "Процветающая Армения" и, возможно, Армянского национального конгресса (лидер – первый президент РА Левон Тер-Петросян).

Первый президент в этой пятерке считается аутсайдером, и очевидно зная это Л. Тер-Петросян на днях сделал шокирующее предложение конкурентам объединиться  в один антипашиняновский блок «Альянс национального согласия».  Тем самым положен конец слухам о скрытой от общественности связке между Пашиняном и Тер-Петросяном. Армянское общество взбудоражено сенсационным призывом Тер-Петросяна о единстве с его вечными врагами из карабахского клана - сместившим первого президента с высшего поста Кочаряном и его последователем Саргсяном.

Однако ни Кочарян, ни Саргсян на призыв Тер-Петросяна не ответили согласием. Это не исключает того, что в последующие предвыборные дни вчерашние враги действительно объединятся, и тогда встанет вопрос:  Кто станет лидером нового блока, для кого будет действовать политическое объединение?  

Если этого не случится, то в настоящей ситуации основная борьба на выборах развернется между Пашиняном и Кочаряном – считает Акопян. Логика борьбы подсказывает, что если призыв Тер-Петросяна получит поддержку, тогда первый и третий президенты должны бороться за возвращение во власти Роберта Кочаряна.

В Армении обсуждаются слова Тер-Петросян, сказавшего, что «воспроизводство режима Пашиняна гораздо опаснее для Армении и Арцаха, чем возможные или предполагаемые угрозы, исходящие от Азербайджана и Турции».  Тер-Петросян считает, что объединение  бывших президентов смягчит депрессивную атмосферу в Армении, это будет способствовать получению ими более высоких показателей на выборах. Но Тер-Петросян не объясняет, как объединение трех президентов, из которых двое непосредственно обвиняются обществом в военном поражении, снимет национальную депрессию. И возможно ли эту депрессию снять, если в Армении нет нового популярного политического лидера. Избирателям придется выбирать из политиков, за каждым из которых тянется шлейф коррупции, убийств и лжи?  

В армянском блоге "Политическая география Южного Кавказа" перечисляются доводы против переизбрания Пашиняна на пост премьер-министра:   Пашинян полностью дискредитирован внутри страны и вне ее.  Он развалил систему госуправления, демонтирует национальный проект и всю систему обороны страны.

Второй мотив – это объединение авторитета трех президентов, что будет содействовать общему делу. В последнее время в Армении существует концепция «объединения антирейтингов», а поскольку Пашиняну успешно удалось ликвидировать авторитет всех общественных и политических сил страны, это действительно стало главным фактором. Преследуя политическую элиту Армении, Пашинян создал условия для ее объединения, - пишет блоггер.

А политический активист Ишхан Вердян уверен, что армянскому народу смертельно надоела национальная идеология вечной вражды с Турцией и Азербайджаном.  Армяне не хотят повторения войны за Карабах, у страны нет материальных, моральных и людских ресурсов не только на еще одну горячую, а даже на холодную войну.  А поскольку Пашинян единственный, в политической платформе которого нет намеков на военный  реваншизм, то большинство отдаст голоса за действующую власть, - считает Вердян.

Традиционно в Армении считалось, что общим для всех основных игроков на выборах является стремление получить поддержку Москвы. Если эта дилемма сохраняется после поражения в войне, тогда Пашинян старается выйти из сложившегося за ним образа соросовца-врага России. Кочарян и Саргсян с начала своей политической карьеры выступали в качестве пророссийских политиков. В то же время, если следующего лидера страны действительно определяет Путин, тогда локомотивом путинского транспорта проекта через Зангезур выступает Пашинян, а среди сторонников трех президентов раздаются требования отказаться не только от восстановления этого коридора, но даже от исполнения пунктов Заявления от 9 ноября 2020 года.  В этой ситуации Москве выгодно способствовать победе Пашиняна.

Но есть кардинально другое мнение. Политолог Армен Варданян пишет,  что на решение избирателя не влияет выбор  Кремля. Избирателя интересуют вопросы обеспечения безопасности и решение социальных проблем.

"Стремление получить легитимность от внешних сил вызовет негатив в обществе. Особенно, после осенней войны в Арцахе (самоназвание Нагорного Карабаха) и нейтралитета России в этой войне. Ментальность в обществе изменилась. Если раньше политические силы стремились показать, что их поддерживает Кремль, то сейчас не афишируют, так как это может оттолкнуть избирателя", - заявил он.

В этом случае Пашиняну пригодится его немеркнущий имидж соросовца-разрушителя России.

Возможно, результат выборов 20 июня будет зависеть от того,  в каком образе сейчас видят Россию армянские избиратели: врага, или защитника. Парадоксальность в том, что в обоих вариантах у Пашиняна высоки шансы на победу.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей