Последнее обновление

(10 часов назад)
Azerbaijan

Azerbaijan

На этот раз на  стыке Товузского района Азербайджана и  Тавушского района Армении армии сторон позиционно  использовали, главным образом, артиллерию и  беспилотники, не бросая  в наступление пехотинцев, как это было в ходе апрельских боев 2016 года на линии соприкосновения в Карабахе. Пожалуй эта трехдневная артиллерийская дуэль была самой продолжительной и в некоторой степени равно-результативной  для сторон  за последние 4 года – уничтожены военные объекты, есть потери среди командного состава.    

Трудно с  точностью установить, что стало поводом для событий на юго-западе  Азербайджана в двухстах километрах  от Карабаха. Министр обороны Армении Давид Тоноян  сообщил,  что 12 июля в полдень легковой автомобиль УАЗ с азербайджанскими военнослужащим оказался в зоне контроля вооруженных сил Армении. Азербайджанцы были предупреждены, что  находятся в опасной зоне. Они оставили автомобиль и ушли (?!).  После этого   азербайджанская сторона начала обстрел армянской позиции, из которой поступила команда  пассажирам УАЗ вернуться обратно.

Он также отверг версию, которую озвучил премьер-министр Армении Никол Пашинян, согласно которой Азербайджан начал обстрел с целью вернуть УАЗ. «В этом случае они могли выйти с нами на связь и было бы достигнуто соглашение не стрелять, чтобы они смогли увезти свою машину. Но они немедленно начали артобстрел». 

Азербайджанская сторона не объясняет при каких обстоятельствах были убиты и ранены первые пятеро военнослужащих в тот день. Но можно ли догадываться из противоречивых заявлений, что  это были пассажиры УАЗ?    

Обе армии называют свои действия карательными, но не ответными, как это практиковалось в прошлом. Это новая риторика, впервые  брошена в информационные сети за долгое время конфликта,  говорит о том, что стороны готовы наносить и оправдывать огневые удары при первой же  конфликтной ситуации, независимо от того, была ли она случайной или нет.

Такая реакция  также говорит об усталости от длительного противостояния, беспредельного накачивания военных мускулов нескончаемым потоком вооружения. Общества обеих стран физически и морально изнеможены  социально-экономическими кризисами  и потрясениями, к которым добавились ограничения и беспросветность от  пандемии коронавируса. И такая ситуация превращает конфликт, который   остается  главным препятствием на пути решения проблем Азербайджана и Армении и стабильности в регионе, в детонатор регионального взрыва.            

Несмотря на все усилия международных посредников  на умиротворение сторон после  апрельских боев 2016 года, со второй половины 2019 года наблюдается ползучее усиление грозных нот в риторике президента Ильхам Алиева и премьера Никола Пашиняна. Алиев, выдержав некоторую паузу в ожидании, что новоизбранный Пашинян откажется от воинственного курса своих предшественников в лице президентов Кочаряна и Саргсяна, некоторое время воздерживался от уколов в адрес новых властей Армении. В свою очередь Пашинян, обвиняемый  оппозицией, в лице своих предшественников, в стремлении капитулировать перед Азербайджаном, применял  провоцирующие действия против Баку, демонстрируя своим оппонентам преемственность  курса на отторжение Карабаха от Азербайджана.  

Свои непримиримые взгляды Алиев и Пашинян  ярко продемонстрировали в ходе своей публичной очной словесной дуэли на полях Мюнхенской конференции по безопасности 15 февраля этого года.

Внешние факторы также могут провоцировать Армению и Азербайджан использовать силу для отстаивания своих интересов, которые  диаметрально противоположные -  здесь сталкиваются армянская трактовка права наций на самоопределение и азербайджанская - принцип  территориальной   целостности. Хотя Азербайджан готов в качестве компромисса синтезировать  эти противоположности в виде самоопределения в рамках территориальной целостности. Но этот подход  не находит понимания в Ереване.  Но как не парадоксально, чем дальше, тем больше  армянский подход наталкивается на непонимание международных посредников, стремящихся около 30 лет примирить враждующие стороны.

Европейский парламент  20 июня 2020 года  принял резолюцию  2019/2209(INI)  под названием «Рекомендация Европейского парламента Совету, Комиссии и вице-президенту Комиссии / Верховному представителю ЕС по внешнеполитическим вопросам и безопасности по Программе Восточное партнерство перед июньским (2020 г.) саммитом».

Документ был подготовлен  депутатом Европарламента из Литвы Петрасом Ауштревичюсом при участии содокладчиков Радослава Сикорского, Анны Фотыги (оба Польша), Аттилы Ара-Ковача (Венгрия) и Маркеты Грегоровой (Чехия).

В преамбуле документа приводится ссылка на резолюцию Европарламента  2009/2216(INI)  «Требование к стратегии Европейского союза на Южном Кавказе», принятую 20 мая 2010 года.

В пунктах 8 и 10 этой резолюции — территории, занятые армянскими силами, были названы «оккупированными».

В новой резолюции Европарламента как и в предыдущем документt 10-летней давности отсутствует упоминание о  «правe на самоопределение», на чем настаивает армянская сторона в решении Карабахского конфликта.

В документе также отмечается, что «независимость, суверенитет и территориальная целостность стран Восточного партнерства все еще подорвана нерешенными региональными конфликтами, внешней агрессией  и продолжающейся оккупацией  некоторых из этих стран...»

В пункте (b o) содержится призыв к немедленному выводу иностранных войск со всех оккупированных территорий. Этот пункт относится ко всем странам-участницам «Восточного партнерства», на территории которых дислоцированы оккупационные войска и, соответственно, к Азербайджану, территории которого оккупированы Арменией.

В документе выражена поддержка Евросоюзом суверенитета, территориальной целостности и политической независимости стран-участниц Восточного партнерства «в пределах признанных на международном уровне границ» (пункт b m).

Также содержится  «поддержка [Евросоюзом] усилий [государств] всецело претворить обеспечение этих принципов» ("support their efforts to fully enforce those principles").

Фактически Евросоюз признает  полное право государств на силовое обеспечение своего суверенитета, территориальной целостности в рамках признанных на международном уровне границ и своей политической независимости.

Надо заметить,  что эта свежая трактовка западноевропейского взгляда на  карабахский конфликт, которая дополняет и ужесточает резолюции СБ ООН (NN 822, 853, 874 884) схожего характера первых лет конфликта,   дает  правовое моральное основание  для дальнейших действий Азербайджана.

Уязвимость относительного армяно-азербайджанского перемирия усиливает парализованная в некоторой степени деятельность ОБСЕ, где рабочие структуры находятся в смятении в связи с тем, что их руководители в лице генсека и других не были утверждены  в результате блокирующей ноты  Азербайджана.  Официальный Баку 11 июня блокировал  пролонгацию   действующих - Генерального секретаря ОБСЕ, Директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации и Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Консенсуса не удалось достичь и 10 июля. На последнем заседании ОБСЕ по этому вопросу в ясной степени в числе союзников Баку оказались Москва и Анкара, разыгрывающие компромиссные карты на просторах  Большого Востока. 

Блокирующие действия Баку были не случайны. Накануне заседания ОБСЕ, 7 июля в интервью отечественным телеканалам  президент Алиев подверг критике Минскую группу ОБСЕ за пассивность. «МГ ОБСЕ не реагирует  на заявление армянского премьера, что Карабах – это Армения.  Это заявление срывает переговоры и делает их бессмысленными», - сказал он.

«Наша позиция основана на исторической справедливости и международном праве. Конфликт должен решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана, мы не позволим создать второе армянское государство на азербайджанской земле», - сказал Алиев.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей