Açıq mənbələrdən foto
Согласно официальным данным, за 5 первых месяцев 2021 г. ненефтяной экспорт Азербайджана вырос на 25,4%, или на $907,6 млн. по сравнению с аналогичным показателем соответствующего периода прошлого года. Как отмечает в «Обзоре экспорта» Центр анализа экономических реформ и коммуникации (ЦАЭРК, 1), благодаря принятым в нашей стране комплексным мерам удалось не только снизить негативное влияние пандемии Ковид-19 на ненефтяной экспорт, но также добиться динамичного роста последнего.
Так, за отмеченный период экспорт сахара увеличился в 2,7 раза, хлопковолокна – в 2,2 раза, черных металлов и изделий из них – в 2 раза, хлопчатобумажной пряжи – на 93%, алюминия и изделий из алюминия – на 84%.
Для сравнения: по данным ЦАЭРК (2), в январе-мае 2020 года экспорт Азербайджана составил на $6,9 млрд., а по ненефтяному сектору – $721 млн. что на 8,9% меньше чем, за 5 месяцев 2019 года. Это падение ненефтяного экспорта в январе-мае 2020 года почти на 9%, но его же рост на 25% за 5 первых месяцев 2021 года имеет простое объяснение.
Как известно, в богатых природными ресурсами странах ВВП в основном выражается двузначными числами, а рост ВВП в развитых странах – однозначными, например, в странах в целом Запада (и Европы) он, в среднем, меняется в интервале 2-3%. Стало быть, чем меньше в экономике базовый объем ВВП, тем больше в последующем темп его роста и, следовательно, резкий спонтанный рост вовсе не говорит о развитии.
Например, в США за рассматриваемый период ВВП вырос на 6,4%, что считается необычайно высоким уровнем на фоне роста в 2-4% в год в течение последних 30 лет. Так как в 2020 году как мировая, так и американская экономика сжались настолько, что в 2021 году темпы роста способствовали более ускоренному увеличению ВВП по сравнению с предыдущим уровнем (2-3%). Нечто подобное можно сказать и относительно ненефтяного экспорта Азербайджана. Это обусловлено методологической стороной вопроса.
Прогноз на основе вышеуказанных реальных показателей за январь-май сего года показывает, что к концу года наш ненефтяной экспорт может достичь до $2 млрд., а это крайне мало и почти равнозначно его отсутствию.
Небезынтересно, что, например, при населении 5,7 млн. человек, площади в 719 кв. км. (почти как Гейчайский район Азербайджана) годовой экспорт Сингапура составляет $ 515 млрд., что более чем в 25 раз превышает общий экспорт и в 250 раз – ненефтяной экспорт Азербайджана.
Причем 97% экспорта Азербайджана составляют природные ресурсы, он формируется либо непосредственно из нефти и нефтепродуктов, либо из их производных. А производства инновационно-научно-технологической продукции почти нет. Тогда как именно такая продукция составляет более 50% экспорта развитых стран. А у нас вот уже много лет $92 из $100 экспорта обеспечивается за счет реализации нефти и нефтепродуктов.
Нобелевский лауреат Василий Леонтьев (американский экономист российского происхождения), в работе «Эффект Леонтьева» писал, что страны с развитой рыночной экономикой должны импортировать сырье и полуфабрикаты, требующие дополнительных затрат труда и взамен экспортировать трудоемкую готовую продукцию. Он, по сути, хотел этим сказать, что для стран приоритетом должно стать расширение экспорта готовой продукции, что требует полной мобилизации экспортных возможностей и применения государством мер по стимулированию экспорта.
Но если государство не выйдет из зоны нефтяного комфорта, требования постнефтяной эры его не нарушат его сладких снов. И если конъюнктурная цена на нефть в мире долгие годы меняется в вашу пользу, то эти сны могут стать еще глубже.
Маммед Талыблы
2.http://iqtisadiislahat.org/store//media/documents/ixrac_icmali/2020/06_Export_Review_2020.pdf
Написать отзыв