В эти дни в Турции сложилась довольно сложная ситуация как в некоторых областях, так и в целом. Когда в Анкару прибыли два высокопоставленных дипломата из Вашингтона, страна находилась в ожидании 14 июня и соответствующих новостей, поэтому заявления визитеров ультиматумного характера были встречены молчанием. Да, мир полон коварства, с чего начали и к чему пришли: прозвучи эти заявления еще вчера из Вашингтона, они не остались без ответа.
Да, вновь речь о «полном отказе» от С-400, о дальнейшей судьбе иных проектов в области военного сотрудничества. Но в отличие от того, что имело место 5-6 месяцев назад, на сей раз в повестку внесено обсуждение еще и вопросов «прав человека» и демократии. Причем не абы как, но основательно. Но заявление министра иностранных дел Чавушоглу о том, что «С-400 будут на 100% под нашим контролем, большинство инструкторов, прибывших для обучения, мы отправили обратно, и в Турции российских спецов не останется. А с попытками помешать нам использовать ракеты других стран мы не можем согласиться», Bloomberg истолковал как «месседж Вашингтону» накануне встречи Дж. Байден – Р.Эрдоган 14 июня. Однако пресс-секретарь В. Путина Д. Песков отметил, что «…возвращение инструкторов было плановым. По поводу С-400 США оказывают на Турцию сильное давление, но она твердо отстаивает свою позицию».
Несомненно, заявление Bloomberg также – часть механизма «давления», о котором говорил Песков, и, как ожидается, до 14 июня оно будет лишь усиливаться. Ибо, несмотря на различные уступки со стороны Анкары, Вашингтон о других вариантах решения вопроса кроме полного отказа от С-400 и слышать не желает.
Из-за С-400 Турция полностью выведена из проекта F-35, даже вопреки тому, что она уже заплатила за истребители $1.4 млрд. В таком случае, будет ли для США приемлемо заверение Анкары о том, что С-400 будут полностью под ее надзором?
И какие на фоне всего этого причины могут побудить США принять предлагаемый Турцией вариант разрешения зашедшей в тупик ситуации? Это покажет встреча Байдена и Эрдогана 14 июня, и поэтому не надо спешить с пессимистическим прогнозом.
Что же касается требований Вашингтона в области демократии и прав человека то следует отметить, что появившиеся недавно и вызвавшие в обществе третий за последние 25 лет шок факты тесного сотрудничества мафии, полиции и политиков, отбросили на задний план проблемы не только демократии, но и экономики. Причем в условиях невозможности обуздать девальвацию президент Эрдоган по-прежнему настаивает на том, что основной причиной инфляции являются высокие процентные ставки, и повторения г-ном Эрдоганом этой «мантры» оказалось достаточно, чтобы обменный курс пошел вверх.
И будет ли какая-нибудь польза от мер – от повышения на 2% фиксированного налога на мобильную связь до 30% роста добавленного специального потребительского налога на топлива, – предпринимаемых Министерством финансов в условиях продолжающегося инфляционного давления на рынок? И хотя все опросы общественного мнения показывают, что население озабочено, прежде всего, экономическими вопросами, принять соответствующие эффективные меры становится все труднее.
Конечно, все этого имеет и объективные причины (например, пандемия). Почти год назад правительство обнародовало несколько экономических программ, новое снижение процентных ставок Центробанком снова считается Эрдоганом эффективнейшей мерой, но выполнит ли требование президента назначенный им 2,5 месяца назад главой ЦБ Шахап Кавчыоглу, пойдя на то, чего не сделал его предшественник Наджи Агбал? Если выполнит, не усилится ли девальвация еще более? Пока все пребывали в таком расположении духа и ожидании, в повестку неожиданно ворвались «проклятия», раздавшиеся с минбара мечети Святой Софии в адрес основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
«Проклинать» Ататюрка, как это сделал глава Управления по делам религий 24 июля 2020 года с мечом за поясом, оказалось столь заразительно, что каждый, кто поднимается на кафедру Святой Софии, словно считает это своим долгом. И это, в основном, обусловлено стремлением властей хоть бы на несколько дней затушевать остроту экономических проблем.
Расположенный в Анкаре Центр Управления по делам религий, основанного Мустафой Кемалем Ататюрком, был идеологическим центром пропаганды «проклятий» против светской республики, а теперь Собор Святой Софии перещеголял его и взял на себя функцию центра пропаганды против секулярности.
Как это объяснить? В условиях переживаемого страной экономического и политического кризиса, с одной стороны, стараются угодить чьему-то эго или с другой стороны, еще более обостряя идеологические чувства, пытаются заставить забыть о тревожной ситуации, чтобы ускорить подготовку почвы для смены режима?
14 июня многое может проясниться.
Маис Ализаде
Написать отзыв