Последнее обновление

(18 минут назад)
Vladimir Putin on vacation in the Republic of Tyva, 2009

Vladimir Putin on vacation in the Republic of Tyva, 2009

Накануне, 15 апреля  президент США Джо Байден, как и ожидалось, подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации».

Этот указ создал правовую базу для введения новых санкций в отношении России за:                                                      

- попытки подорвать демократические выборы в США и союзных им странах;                              

- причастность к хакерским атакам на инфраструктуру США и стран-союзников;   

- транснациональную коррупцию с целью повлиять на зарубежные правительства;                                               

- попытки навредить диссидентам и журналистам за пределами российской территории (по сути, за отравление Алексея Навального (нарушение закона о запрете химоружия);        

нанесение ущерба безопасности стран и регионов, важных для национальной безопасности США, включая нарушение территориальной целостности других стран. 

В соответствии с этим указом Байден также вел в отношении России и новые санкции, которые должны быть введены до 2 июня. Разумеется, Россия категорически отвергает все  пункты обвинений. Но это никого не интересует, поскольку всем известно, что Россия никогда не признает ничего, даже очевидного.

Введение этих санкций предусматривает:

- высылку из США 10 дипломатов, связанных со спецслужбами России;

- блокировку 10 физических лиц и 16 юридических лиц, связанных с санкционными действиями. В частности, будут блокированы структуры, работающие на ВПК (Военно-промышленный комплекс) и разведку: технополис «ЭРА», АО «Пасит», федеральное государственное автономное научное учреждение «Научно-исследовательский институт специализированных вычислительных устройств и автоматики безопасности», ООО «Необит», АО «Передовые системные технологии», АО «Позитив Текнолоджиз».

- наконец, ограничения на покупку новых выпусков российского госдолга.

Следует однако признать, что первые два пункта санкций для российского руководства - сущая безделица. Только вот последний - не слишком большая, но неприятность.

Первые такие ограничения (запрет на покупку новых выпусков российского госдолга, номинированных в иностранной валюте) были введены президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2019 года в связи с делом Скрипалей.

На самом деле это был комариный укус, поскольку заимствования Министерства финансов России на внешних рынках мизерны. Нынешний же укол, чуть серьезней, так как он предусматривает запрет на покупку ОФЗ (Облигаций федерального займа (ОФЗ) - рублевых облигаций, выпускаемых Банком России, Фондом национального благосостояния или российским министерством финансов), выпущенных после 14 июня 2021 года. Также запрещается предоставление этим структурам ссуд в рублях или другой валюте, в том числе в рублях.

Все это несколько усложнит и удорожит размещение новых выпусков ОФЗ, не более того. Вместе с тем, этот указ дает правительству США право в случае необходимости расширить санкции и на государственный долг России.

«Правительство при необходимости расширит санкции по суверенному долгу в отношении России», - говорится в сообщении Белого дома. Так, что вполне возможно, что это подготовка к - полному запрету для американских компаний сделок с российским госдолгом. Введение такого запрета приведет к тому, что американские держатели ОФЗ  будут срочно распродавать их и переводить средства из рублей в доллары, чтобы вывести их домой. А это, чревато резким ростом доходностей ОФЗ и падением курса рубля.

И все же это далеко не те санкции, которые были обещаны Белым домом.  Об отключение России от SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications - Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи) и нефтяном эмбарго,  которые были на столе у Байдена нет и речи. Хотя, после вербальной атаки на российского лидера Владимира Путина, в ходе нашумевшего интервью с политическим аналитиком и ведущим телеканала ABC News Джорджем Стефанопулосом, состоявшемся 17 марта, ситуация начала все более обостряться. В ответ на ежегодное многонациональное совместное учение стран НАТО Defender Europe 2021, Россия перебросила на границу с Украиной две армии и три соединения ВДВ.

На черное море были переброшены 15 кораблей Каспийской флотилии, в том числе три артиллерийских и восемь десантных катеров, а также суда обеспечения, 2 десантных корабля (БДК) Балтийского флота и  2 БДК Северного флота России. Также над акваторией Черного моря задействовано более 50 самолетов. Как заявил 13 апреля министр обороны России  Сергей Шойгу на совещании в Североморске, войска отправлены «в районы выполнения учебно-боевых задач». Это сделано в ответ на угрозы со стороны Североатлантического альянса, пояснил глава ведомства. «Реагируя на угрожающую России военную деятельность альянса, мы приняли соответствующие меры», — подчеркнул он.

Переброску вооруженных сил к границам Украины, по словам министра, планируется завершить в течение двух недель. 

И после этого, как гром среди ясного неба, 13 апреля появляется известие о том, что президент Байден сам позвонил Путину (это подчеркивается). Они говорили некоторое время и наряду с дежурной мишурой прозвучало главное - президент США предложил рассмотреть возможность проведения в обозримой перспективе личной встречи на высшем уровне.

В принципе, было похоже на то, что Путин именно этого и добивался - звонок Байдена выглядел как следствие концентрации вооруженных сил России к границам Украины.

Т.е. в психологическом плане это выглядит как в одной из простейших моделей теории игр «Ястребы и голуби» (Hawks and Doves) в которой два водителя несутся на встречу друг другу и проигравшим считался тот, кто первым испугается лобового столкновения и свернет в сторону.  Это идеально укладывается в нарратив  российской пропаганды – «Байден свернул» и этот тезис сейчас эксплуатируется на все 100 % всеми пропагандистскими ресурсами России.

Впрочем, это вряд ли перечеркнет столь  фундаментальную вещь как вполне конкретные заверения  министра обороны Соединенных штатов Ллойда Остина, данные своему украинскому коллеге Андрею Тарану, что Вашингтон поддержит Киев в случае эскалации на Донбассе.  И эта решимость противостоять агрессии, разумеется не личное мнение Остина или даже Байдена, а позиция глубинного государства и оно вряд ли откажется от этой позиции. Правда, непонятно - как это США собираются осуществлять?

Очевидно, что звонок Байдена только усилил позиции в Кремле сил, рассчитывающих взять реванш за распад СССР.

Вызывает массу вопросов и текст «редоута» по итогам телефонного разговора, на сайте президента США, где Украина упоминается в  конце да и то мельком (и это в разгар кампании против Украины), а об Алексее Навальном вообще не сказано ни слова.

Первая же часть письма посвящена стратегической стабильности, ДСНВ (Договор между США и Россией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) и т.д., хотя сегодня этот договор абсолютная пустышка.

Колоссальным прорывом был первый такой договор ОСВ I, (Ограничении стратегических вооружений)  в 1972 году, когда стороны поняли, что они могут уничтожить друг-друга и поэтому ядерная война невозможна. Родилась, так называемая доктрина «Взаимного гарантированного уничтожения». Суть ДСНВ сводится к тому США и Россия могут уничтожить друг друга несколько раз, поэтому, они договариваются не расширять свои стратегические арсеналы, так как нет никакого смысла в многократном уничтожении друг друга. Поэтому, договор СНВ III был продлен в течении 5 минут. Но, как раз задача Кремля делать из этого величайшую, глобальную тему для обсуждений, а Белый дом пошел у него на поводу.

И хотя, звонок Байдена скорее всего, не будет иметь последствий в конкретной политике США и их дальнейшей реакции на дальнейшие шаги России, но как уже было сказано, это породит уверенность у «реваншистов», поскольку те почувствуют безнаказанность.

Похоже Байден отошел от своей первоначальной линии в отношении Кремля (причину этого еще предстоит выяснить). Это подтверждает и тот факт, что Байден развернул два эсминца направлявшиеся в Черное море. Как  сообщило издание Politico со ссылкой на собственные источники, на фоне обострения ситуации в Донбассе Пентагон передумал совершать заход кораблей в Черное море, чтобы «избежать ненужной эскалации [конфликта]».

При этом, отметил один из источников, отправка американских кораблей в Черное море не была чем-то особенным и не задумывалась как определенный сигнал российским властям, поскольку американский флот проводит по восемь-девять подобных перемещений каждый год.

Этот конкретный проход кораблей был отменен по множеству причин, в том числе из-за нежелания «провоцировать Москву». 

Впрочем, есть сторонники версии, что звонок Байдена и его слова о деэскалации на самом деле являются  речью многоопытного, прожженного политика, который хочет проверить: согласится ли Путин на саммит на условиях Байдена (без извинений после скандального интервью).

Якобы, назвав Путина убийцей и тут же предложив ему встретиться на нейтральной территории, Байден сделал довольно сильный ход. И теперь, Путину надо выходить из патовой ситуации.  Ему, как главе великой державы, не с руки идти на встречу с обидчиком не получив сатисфакции. Но в то же время, учитывая, что Россия является одной из величайших ядерных держав, ответственных за судьбу планеты, Путину будет сложно отказаться от диалога.

Таким образом, Россия в лице Путина оказывается перед выбором между плохим и худшим. Отказаться от встречи это значит утвердиться в статусе государства-изгоя, возглавляемого с жестким и одновременно безответственным политиком. Согласиться –показать себя ответственным, но слабым руководителем.

Как же поведет себя Путин в такой ситуации? Тут возможны 2 сценария:

1.  Он может вначале отказаться от встречи, чтобы поднять ставки (степень, градус эскалации) и лишь после этого согласиться на встречу. Игра на повышение нужна Кремлю из прагматических соображений. Очевидно, что центральным вопросом повестки этой встречи будет вопрос эскалации военной напряженности Россией на границе с Украиной, как важного элемента европейской безопасности. И если согласие на участие в саммите Россией будет все же дано, то это уже само по себе неизбежно снизит градус эскалации настолько, что до саммита, масштабного военного столкновения не будет. Могут быть лишь локальные стычки. Однако вряд ли такое в интересах Кремля. Ведь эскалация затевалась для того, чтобы вынудить Украину обеспечить к летнему сезону оккупированный Крым водой. Следовательно, Россия скорее не заинтересована в снижении напряженности до осени, а следовательно в скорейшей встрече президентов. 

2. Возможно он не согласится на встречу не получив сатисфакции. Поскольку, это нанесет удар, как по престижу России, так и по имиджу Путина как «крутого мачо», формируемого им на протяжении аж 20 лет. Для реализации своих планов, Россия старается слыть крайне опасным государством, поэтому нельзя исключать дальнейшую эскалацию.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей