Последнее обновление

(4 минуты назад)
gorchakovfund.ru

gorchakovfund.ru

Пандемия перевела абсолютное большинство политических процессов, включая разрешение конфликтов, в виртуальный мир Интернет-технологий. Конференции, совещания, двусторонние контакты неуклонно осваивают формат видеовстреч. В ходе (21.04) совместной видеоконференции министры ИД Армении (РА) и Азербайджана (АР) и сопредседатели Минской группы (МГ) обсудили влияние пандемии на регион и последние события вокруг нагорно-карабахского (НК) конфликта. Отмечено, что из-за пандемии осуществление согласованных мер, личные встречи и визиты сопредседателей в регион отложены. Была выражена надежда, что решимость, проявленная в ответ на глобальную пандемию, придаст конструктивный импульс мирному процессу. Сопредседатели обратили особое внимание на призыв Генсека ООН (23.03) прекратить перестрелку во время кризиса. Что на самом деле происходит под прикрытием общих фраз?

Пандемия, действительно, отодвинула на время проблемы конфликтов по всему миру, но она же может способствовать началу их разрешения, если превратится, скажем, для Южного Кавказа, в общерегиональную угрозу, требующую для своего преодоления сотрудничества всех сторон конфликта. Полностью исключать такую ситуация нельзя, поскольку по прогнозам нынешняя вирусная атака на человечество будет иметь долгосрочный характер: речь идет не о месяцах, а о годах. Считается, что когда угроза пандемии минует, мир существенно изменится: сформируется новая мировая система безопасности, трансформируется глобальная экономика, сложатся новые межгосударственные отношения. В этих условиях важно объективно оценить состояние конфликта и обсуждаемую сегодня модель его решения.

В центре внимания весьма любопытное высказывание главы МИД РФ С. Лаврова: в настоящее время переговорщики и посредники обсуждают документ, основанный на Мадридских принципах. Если эта информация верна, то на столе переговоров устраивающий Баку поэтапный, а не пакетный вариант, поддерживаемый Ереваном. Почему Москва прибегает к таким заявлениям в то время, как патовая ситуация вокруг НК конфликта устраивает всех внешних игроков: Европу, США, Иран, да и саму Россию? Главное – предотвратить войну, поскольку в ее случае нужно будет четко проявить свою позицию. Пока же формальное признание принадлежности Карабаха Азербайджану практически никого ни к чему не обязывает.

Прогнозировать очередную войну сегодня сложно, но звучащие в Ереване на фоне критического снижения цен на нефть требования аннексировать оккупированные территории могут изменить ситуацию. Позиция РА и оккупационных властей НК свидетельствует об их стремлении сохранить статус-кво даже путем нагнетания конфронтации. Во-первых, выборы в НК, против проведения которых выступали почти все; во-вторых, официальные заявления властей РА о том, что никакие территориальные вопросы на переговорах не обсуждаются, а оккупированные территории – пояс безопасности НК; в-третьих, резко негативная реакция на заявление С. Лаврова. Хотя… Хотя есть и мнения, что слова «друга» С. Лаврова на заседании Клуба поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова следует рассматривать как предупреждение Армении: новая власть вводит в заблуждение население РА и НК, а вот «стратегический союзник» РА «в дипломатической форме раскрыл глаза думающей политической элиты на то, что за спиной армянского народа совершается предательство национальных интересов». Может и предупреждает, а может и шантажирует неугодную России власть Армении, принуждая к постоянным оправданиям! В пользу правоты второго вывода немало фактов. Внутри Армении не прекращается острая борьба за власть, в ход идут самые разнообразные технологии, в целом направленные против премьера Н. Пашиняна, совершившего, как и его предшественники, элементарную ошибку, сосредоточив власть на себе, вместо формирования команды лидеров. Не предостерег даже собственный опыт: убери лидера (Тер-Петросяна, Саргсяна) и власть падет к твоим ногам.

Позиция Москвы ясна – Пашинян - «не свой», формально продолжая пророссийскую политику, он отказывается беспрекословно выполнять любые поступающие приказы, более того, существует глубокая убежденность, что при первом удобном случае глава РА резко поменяет внешнеполитический курс страны, о чем открыто говорил до прихода к власти. На фоне внешне вполне дружелюбных отношений Москва нуждается в более элегантных технологиях массированного воздействия на Пашиняна. Поэтому якобы официальная позиция России по разрешению НК конфликта интерпретируется в необходимом контексте именно дружественной Москве армянской оппозицией. При этом ловко используются заявления и оценки самого Пашиняна, которые он регулярно придает гласности с поразительной политической близорукостью.

В начале 2020 г. Пашинян, обращаясь с призывом к представителям НК обозначить свое отношение к обсуждаемому варианту урегулирования конфликта, по сути озвучил почти все его детали: возвращение АР 7 районов - Агдама, Физули, Джебраила Зангелана, Кубатлы, Кельбаджара и Лачина - при условии сохранения коридора, связывающего НК с РА. Определение правового статуса НК путем голосования армянского и азербайджанского населения НК под эгидой ООН или ОБСЕ в согласованные между сторонами сроки. Поставленные на голосование вопросы не должны быть ограничены и могут включать все варианты, касающиеся статуса. Полное урегулирование политических, торговых, экономических и гуманитарных связей в регионе, восстановление добрососедского сотрудничества, обеспечение полной стабильности в регионе. Переселенцы-армяне при содействии международного сообщества покинут территории оккупированных пяти районов. Гражданские власти АР займут указанные территории после того, как будут размещены международные миротворческие силы и будут выведены находящиеся в этих районах вооруженные силы. Миротворческие силы будут размещены вдоль административных границ бывшей НКАО, за исключением районов Кельбаджар и Лачин. Кельбаджар останется под переходным мониторингом ОБСЕ. До окончательного решения конфликта НК должен быть наделен временным статусом, который гарантирует его повседневную жизнедеятельность.

Этот план, естественно, был отвергнут сепаратистами, поскольку самопровозглашенная республика теряла не только  «субъектность», но и оккупированные территории, присвоенные ее «конституцией». Поэтому РА вновь вернулась к старой позиции: реализация права НК на самоопределение без каких-либо ограничений.  Армянские власти не обсуждают поэтапное решение карабахской проблемы, в совместном заявлении глав МИД РА, РФ, АР и сопредседателей МГ ОБСЕ (15.04.19), в котором даны очертания переговоров, нет «ссылок или даже намеков на поэтапное урегулирование». В основных принципах есть принцип самоопределения, который для армянских сторон является приоритетным и первичным. Уступок не было и не будет. Ни одно решение, которое касается «народа Арцаха», не может быть принято без него» Нет никакой альтернативы мирному урегулированию.

Ужесточилась и позиция Н. Пашиняна, заявившего (22 фев.), что:  «НК и Азербайджан находятся в совершенно разных реальностях. А это еще раз свидетельствует, что «Арцах» и Азербайджан никогда и ни при каких условиях не могут находиться в общем политическом пространстве. Забыв о своих прежних оценках, Пашинян восхваляет «демократию» НК и противопоставляет ее «авторитаризму АР», а его предложения, озвученные как «мюнхенские принципы», новые подходы и «микрореволюции», вызывают недоумение почти всех вовлеченных в конфликт сторон.

Итак, «план Лаврова» - фактор давления на власть РА, которая не считается надежным союзником в проводимой в регионе политики. Совершенно неслучайны нападки на любые слова Пашиняна. Это касается и его последнего заявления (20 апр.) относительно результатов «бархатной революции»:  «Прозападные силы Армении питали надежду, что теперь к власти придут „свои люди“. Но прошло время, и стало понятно, что к власти в Армении пришли не прозападные силы. Поэтому у них повод разочароваться есть. Разочаровались также пророссийские силы, которые ожидали, что власти Армении окажутся настолько беспомощными и марионеточными, что уступят власть пророссийским группам. Они также считали, что Москва не допустит, чтобы наша власть долго просуществовала. Не знаю, почему они так думали».

Сразу же поступили обвинения, что представители армянской власти «напрочь лишены внутренних геополитических предпочтений и ориентиров, варятся в национальном соку, пребывая в местечковом вакууме». Пашиняну напомнили, что РА входит в ЕврАзЭс, ОДКБ, а Россия является стратегическим союзником и гарантом безопасности РА, в то время, как Пашинян  сделал все для уничтожения в РА «пророссийских групп».

Под занавес (06.05.20) премьер объявил, что РА выстраивает совершенно новую внешнеполитическую концепцию и больше не намерена мириться со статусом «третьесортной страны», что должны принять во внимания все иностранные партнеры. Характерно, видя все риски, премьер отметил, что его команда уже сделали выбор, и в дальнейшем будет твердо руководствоваться именно этим принципом. Вполне понятно, кому в первую очередь предназначены эти слова. Менее понятно, стоит ли за этими словами хоть какая-то поддержка Запада. Совсем не понятно, каким будет ответ на эти слова. Как ни как, а мы живем уже в новом мире политической пандемии, в котором каждый сам за себя и против всех. Впрочем, все ответы – «не за горами»…

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей