Последнее обновление

(2 часа назад)
Russian troops in Karabakh. TASS

Russian troops in Karabakh. TASS

Естественно, Кремль был обеспокоен недоверием армян к России и поначалу, в качестве выхода, пытаясь направить критику общества против руководства Армении, он представлял Пашиняна как виновника поражения. Убедившись, что реализовать этот вариант будет сложно, в Москве решили встать на сторону действующей легитимной власти и проводить политику восстановления прежнего доверия армян к России. Так был дан старт наиболее оптимальному способу завоевания доверия армян  - укреплению остатков сепаратистского режима в Ханкенди. И до сих пор Кремль использует для этого самые разные приемы. Сегодня московские политические обозреватели также признают, что российские миротворцы остаются главным гарантом существования сепаратистского режима в Нагорной части Карабаха.

Разместив свои вооруженные силы на территории Карабаха, Россия проводит политику минимизации влияния азербайджанского государства на подконтрольной себе территории, что указывает на то, что карабахская проблема не будет решена в ближайшее время.

Несмотря на то, что после окончания войны прошло 15 месяцев, России удалось направить проблему азербайджано-армянских отношений в русло вопросов, не имеющих прямого отношения к Карабаху. Отодвинув карабахский вопрос на второй план, выдвинув на первый план такие вопросы, как устранение препятствий в транспортной инфраструктуре между двумя странами и демаркация границ, тем самым Россия де факто добилась того, что все полномочия на подконтрольной миротворческому контингенту территории принадлежат ей.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на брифинге 14 января ясно дал понять, что демаркация границ и возникшие здесь проблемы не имеют никакого отношения к карабахскому вопросу.

Такая ситуация может удовлетворить только Армению, а Пашинян, каким бы дилетантом он ни был, сумел частично снять с себя бремя Карабаха, чтобы решать проблемы в Армении, переложив карабахский вопрос на Россию.

После окончания 44-дневной войны не случайно звучали предложения кремлевских «говорящих голов» на российских телеканалах   «передать Карабах России» и «восстановить бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Азербайджана». Есть явное  ощущение того, что Россия неформально  проводит в Карабахе ​​ политику в этом направлении, и нельзя не видеть, что она ведет ее по восходящей линии. Создается впечатление, что возможности Азербайджана ограничены, заблокированы. Начиная от права официально выступать о ситуации на этой, контролируемой миротворцами территории, до права на элементарное вмешательство.

Одним из опасных моментов являются попытки искусственной русификации Карабаха. Принятие впервые в Карабахе русского языка в качестве второго государственного, строительство в Ходжалы русской православной церкви (!), установление бюстов русским общественным и военным деятелям, искусственное создание русской общины (которой никогда там не было). И чтобы возглавить ее,  в Ханкенди командируют выпускника академии спецслужб, родившегося в Баку армянина с русской фамилией - Александра Бордова. Сюда же следует отнести визит в Ханкенди депутата Госдумы РФ Виталия Милонова и российскую пропаганду  различных гуманитарных акций.

В основе стратегии искусственного создания русской общины Карабаха лежит выдача членам общины российских паспортов и гражданства с последующим знакомым по Донбассу и другим конфликтным зонам сценарием, в котором вооруженные силы приходят на помощь  «во имя безопасности российских граждан». Сообщения об этом транслируется не только в армянских СМИ в качестве пропаганды, но и на сайте МО России.

Если обратить внимание на содержание одного, распространенного в последние дни сообщения, то всем будет очевидно, какие выдвигаются планы. «В рамках поддержки и укрепления русского языка и русской культуры в Нагорном Карабахе военнослужащие российского миротворческого контингента посетили Степанакертский драматический театр», - говорится в сообщении. Это не просто новость о культурном мероприятии, а месседж всем, и в особенности армянам, что «укрепление русского языка и русской культуры в Нагорном Карабахе» является стратегической целью.

Действительно ли вышеизложенное служит миру в регионе? Было бы лучше, если бы миротворцы предприняли конкретные шаги по реализации положений Декларации от 10 ноября 2020 года. Возвращение беженцев и вынужденных переселенцев для сосуществования стало бы лучшим вкладом в мир между двумя народами. К сожалению, миротворцы пока не предприняли никаких мер для организации регулярных встреч между армянским и азербайджанским населением Карабаха.

Влияние Азербайджана на территориях, контролируемых миротворцами, таково, что он не может пресечь незаконные досмотры азербайджанских транспортных средств, следующих из Суговушана в Кельбаджар в направлении Венг, не только со стороны миротворцев, но и сепаратистских полицейских. Словно так и должно было быть. Согласно договоренности, задачей российских миротворцев является сопровождение грузовиков для обеспечения их безопасности, а не проверка того, что везут в грузовике. Допустим, в машине везут танк, пушку и оружие, но этот груз не принадлежит какому-то другому государству, это собственный груз Азербайджана, который он везет по собственной территории.

Как получается, что грузовики и легковые автомобили, следующие через Армению и другие страны по Лачинскому коридору в Азербайджан, досматриваются поверхностно и пропускаются на территорию, а азербайджанские грузы на его же территории проверяет как военная миссия России, так и полицейские сепаратистского режима? Какова цель проверки, что они ищут и что незаконного они рассчитывают обнаружить? Мы можем перевозить любой груз по нашей территории, и задача российских миротворцев - обеспечить безопасную транспортировку этого груза! К сожалению, соглашение между двумя странами об устранении барьеров дорожной инфраструктуры не распространяется на дороги в бывшем Нагорном Карабахе  и азербайджанская сторона до сих пор не может пользоваться дорогой Тертер-Кельбаджар, Агдам-Шуша.

Официальная реакция Азербайджана на сцену этой необоснованной проверки в Суговушане в обнародованном МО России видео неизвестна. Ситуация нестандартная, и выражением претензий командующему  российского военного  контингента в зоне проведения миротворческой миссии генерал-майору Андрею Волкову проблему не решить. Перед российской стороной должен быть поставлен вопрос о необходимости адекватной контрольной процедуры – присутствия официальных пограничных, таможенных и силовых структур Азербайджана на КПП в Лачинском коридоре.

Как видно, в неподконтрольной нам части Карабаха, по мере затягивания окончательного решения проблемы ситуация усложняется. Чтобы не допустить обострения ситуации, вопрос Ханкенди должен подниматься параллельно с вопросами демаркации границ и коридоров. Установление мира в регионе зависит от полного урегулирования карабахского конфликта в соответствии с международным правом.

Ильхам Исмаил

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей