Jurnalistlərə dövlət tərəfindən hədiyyə edilən ev
Необходимость этого преобразования была продиктована "проведением фундаментальных реформ в этой области для того, чтобы азербайджанские СМИ получили больше пользы от возможностей, созданных инновационной эволюцией, сочетающей в себе модернизацию, рациональность, широкое применение передовых технологий, отслеживание ведущих трендов и другие важные условия, стимулирование ее деятельности, основанной на принципах прозрачности и удовлетворенности граждан, служащей объективному и профессиональному информированию общества".
Тут же на сайте президента был опубликован Устав агентства, регламентирующий цели, задачи, детальность новой структуры, которая подотчетна главным образом президенту (Устав. 6.2. Годовой отчет о деятельности агентства представляется президенту Азербайджанской Республики), что делает ее зависимой от воли и видения первого лица будущего развития СМИ и их роли в государстве и обществе.
До сих пор роль прессы, поддерживаемой государством, легально и нелегально заключалась в обслуживании интересов власти, но не общества, что привело к плачевной ситуации в различных областях, включая, естественно, сами СМИ. Отстранение медиа от контроля над государством привело разгулу коррупции, волюнтаризму, злоупотреблениями властью и многим негативам, пересчитать которые не имеет смысла, так как все негативы налицо во многом благодаря социальным сетям, но не медиа.
Привлекает внимание тот факт, что в указе и уставе упор на целях создания фонда делается на технологических моментах дальнейшего развития СМИ, но не создании и защите свободной прессы, которая как институт предписанный Конституцией и законом о СМИ, практически прекратил существование за некоторыми исключениями. Азербайджан оказался в мировых лидерах по подавлению свободы словам и свободы СМИ. Именно этот аспект является на сегодня главным вызовом для прессы, а не ее технологическая оснащенность.
Нынешнее Агентство заполучило функции ликвидированного Фонда, который был призван усиливать экономические основы СМИ, но наоборот ослабил и сделал их более зависимыми от государства за время своего существования с 2009 года. Другая наделенная функция дублирует обанкротившийся Совет прессы, который должен был обеспечить саморегулирование СМИ, но превратился в контролирующую структуру, даже наделенную полномочиями исполнительной власти, усилившую поляризацию в медиа среде.
Нотки элементов цензуры проглядываются в пунктах Устава:
3.1.27. принимать меры по охране государственной и коммерческой тайны, а также режима секретности,
3.1.18. в случае несоответствия информации, опубликованной в онлайн-СМИ, требованиям, предусмотренным законом, обратиться в соответствующие органы с целью принятия мер в связи с этим,
3.1.20. при обнаружении признаков административного правонарушения в сфере печатных СМИ и онлайн-медиа принять меры в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Азербайджанской Республики, а при наличии признаков преступления предоставить соответствующую информацию.
Далее Агентство наделяется правом заниматься коммерческой деятельностью, что выступает в противоречие с целью развивать и усиливать экономические основы СМИ, как бизнес-субъектов. Такими образом, Агентство становится заинтересованной коммерческой стороной, которая будет конкурировать со СМИ на ее же поле. Не будем говорить заранее об опасности злоупотреблений в таком случае. Но настороженность в этом вопросе создает опыт предшественника. Фонд господдержки СМИ был уличен в серьезных финансовых злоупотреблениях, хотя и не был наделен правом коммерческой деятельности.
Но очень важно отметить, что Агентство наделено чрезмерным сосредоточением в одних руках функций государственного регулирования, административного контроля, ведения бизнеса, что превращает его в некоего монстра по принципу «все в одном». Осуществлять все задачи одновременно в статусе полугосударственного, полуобщественного и полукоммерческого субъекта будет сложно с точки зрения конфликта интересов государства, общества и бизнеса.
Не будем выносить преждевременный вердикт Агентству, хотя для этого есть основания, указанные выше. Нам также не ясно каким станет новый закон о СМИ, который поручил подготовить президент. Содержание нынешнего за последние 15 лет было выхолощено в сторону ограничения свободы слова. Будущий закон внесет больше ясности в истинные мотивы власти, касающиеся отношений государства и СМИ.
Но все же для нас – журналистов критерием оценки деятельности Агентства остается Первый принцип Профессионально-этических Правил азербайджанского журналиста - СЛУЖЕНИЕ ПРАВДЕ, который обеспечивается применением таких механизмов как объективность, баланс, плюрализм. Реализация или не реализация этого принципа во всей медиа среде оголит реальную политику и намерения власти в отношение СМИ и свободы слова в недалеком будущем.
Мехман Алиев
Написать отзыв