В столице Словакии 4 декабря состоялся очередной этап обсуждений между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана Зограбом Мнацаканяном и Эльмаром Мамедъяровым. 3 декабря глава МИД Азербайджана ожидал «предметные переговоры», а выйдя со встречи с Мнацаканяном назвал переговоры «серьезными и тяжелыми». Заметим, что встреча в Братиславе проводилась после успешного, как считают в Минской группе ОБСЕ, взаимного визита азербайджанских и армянских журналистов в соседние враждебные страны.
«Мы провели 3,5-часовые переговоры с моим армянским коллегой. Я могу сказать, что это были серьезные и тяжелые переговоры. К сожалению, у нас все еще имеются нерешенные вопросы», - заявил Мамедъяров (Interfax.az). Он отметил, что на встрече, в которой присутствовали сопредседатели Минской группы ОБСЕ, обсуждались поэтапные шаги для урегулирования конфликта.
Позиция Азербайджана по урегулированию конфликта не изменилась. «Конечно, первым шагом должно стать устранение основных последствий конфликта, который гарантирует немедленный, полный и безоговорочный вывод армянских войск из региона Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий, как это было предписано соответствующими резолюциями ООН. Это откроет хорошую возможность для второго шага - определения статуса Нагорного Карабаха», - отметил он.
В азербайджанской прессе переговоры в Братиславе не были названы успешными, не сказано и о провале этой встречи. СМИ в Баку ограничились констатацией случившегося. Но в Армении и в Москве братиславская встреча вызвала горячий интерес. Общим местом во мнениях является исчерпанный ресурс Пашиняна, выданный ему мировыми силами для ознакомления с карабахской проблематикой. От Еревана ждут конкретных и реальных предложений для действительного продвижения в урегулировании.
Эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа, колумнист информационного агентства «Регнум» Станислав Тарасов дал комментарий ереванскому 1in.am. «Москва понимает, что ей давно пора перестать играть в секретность. Мы рассчитывали, что революционные власти Армении в отличие от Сержа Саргсяна, будут более откровенными в вопросе Карабаха, расскажут о деталях переговоров. Этого не произошло. Звучат только абстрактные и противоречивые заявления, из которых ничего не понятно. Азербайджан много не говорит, но по-прежнему озвучивает свою старую формулу. Появилась новая формула Лаврова, которая наткнулась на противодействие Баку и Еревана по разным причинам. До тех пор, пока Москва будет проявлять секретность, Баку и Ереван будут манипулировать этим. Зачем тогда это нужно России? А не пора ли России дать понять, что кроме нее есть другие сопредседатели – США и Франция? Не пора и им заняться этой проблемой, тем более, что Азербайджан и Армения более склоняются к Западу. Следовательно, пора передать эстафету Парижу и Вашингтону. Почему-то эти встречи всегда организуют Лавров и Путин. Почему это не делают Трамп и Макрон, почему их министры совершенно забыли, где Карабах находится? Поэтому если попытаюсь однозначно ответить на вопрос, а что произошло в Братиславе, то отвечу, что я не знаю, саботаж произошел. О чем они говорили три с половиной часа? Понятно, что они не коньяк пили, не чай пили и не в нарды играли. Если министры иностранных дел около четырех часов беседуют, значит, у них есть предмет, тема дискуссии. А какая тема, никто не знает, - сказал Тарасов.
Прошедшие после смены власти в Армении полтора года были предоставлены для ознакомления с Мадридскими Принципами. Такую точку зрения высказал в интервью программе «На первый взгляд» Aysor.am доктор политологических наук Хачик Галстян.
«В Братиславе Азербайджан раскрыл свои карты: если за последние полтора года Азербайджан применял тактику салями – то есть представлял свою позицию маленькими порциями, то в Братиславе их чаша терпения как будто переполнилась и они полностью ввели в обращение свою максималистскую позицию, что дало Армении основание намного резче отреагировать и представить в выступлении министра также армянское видение урегулирования конфликта».
По мнению Хачика Галстяна, сегодня посредники МГ ОБСЕ сами призывают приступить к содержательным переговорам. «В прошлом году у нас произошла революция, смена власти, в Армении сформировалось новое правительство, которое не имело в прошлом какого-то опыта в процессе урегулирования карабахского конфликта, пришли новые люди, которые должны были начать переговоры с новой страницы. И за эти полтора года, по сути, правительство Армении публично заявляло, что нужно вникнуть в проблемы, понять о чем речь, что предписано в Мадридских принципах», - считает политолог.
«Полтора года достаточный срок для того, чтобы армянская сторона вникла и ознакомилась с истоками процесса, поэтому сопредседатели отмечают, что нужно воздержаться от искусственных задержек. Это, кажется, было адресовано нам, а говорить на языке предусловий – Азербайджану», - отметил он.
Тигран Абраамян, которого ереванские СМИ называют «советником президента Карабаха» заявил, что азербайджанская позиция, доведенная до Мнацаканяна в Братиславе, для них совершенно неприемлема, более того, сопредседатели должны были заранее проделать большую работу, чтобы предотвратить распространение таких заявлений, поскольку это явно однозначным образом противоречит логике нынешнего процесса.
Абраамян также категорично отверг тему межобщинного внутрикарабахского диалога между местными армянами и азербайджанцами: «это недопустимый процесс, и попытки выдвинуть его на передний план, безусловно, приведут к окончательному провалу процесса».
Обзор армянской прессы показывает неприятие в экспертном обществе соседней страны поэтапного плана решения карабахской проблемы, на котором продолжает настаивать официальный Баку. Если в некоторых азербайджанских СМИ и особенно в социальной сети жарко обсуждают, сколько азербайджанских районов вернет Пашинян, то в Ереване повесткой является совсем другая тема. Там считают, что Ереван при поддержке Москвы должен добиться отмены нынешних границ Армении с требованием установления других, обозначенных в русско-турецком договоре 1921 года. Через два года русско-турецкому, неисполненному договору будет 100 лет. Упоминания этого документа Станисталом Тарасовым и депутатом российской Думы Константином Затулиным в Армении оценивают как свидетельство желания России расширить территорию Армении. В Ереване часто ссылаются также на арбитражное решение президента США Вудро Вильсона, в 1918 году «подарившего» армянам половину территории Турции. План Вильсона был отвергнут турками, также упомянутый русско-турецкий документ.
Одновременно в той же Армении неизмеримо выросла разочарованность в способностях Пашиняна, армянского народа и государства одолеть выставленные перед ними преграды. Пашинян не нашел общий язык с фактическим руководством Нагорного Карабаха, среди возможных будущих «президентов» НК нет «человека Пашиняна», а наиболее вероятным лидером в НК считается саргсяновец Араик Арутюнян, - сообщил блогер «Ереванци».
В этих условиях принятие Арменией азербайджанского, поэтапного плана карабахского урегулирования видится совершенно невозможным.
Написать отзыв