Трамп и Эрдоган. Архив
С той поры, когда президент Р.Т. Эрдоган называл Трампа «мой друг Дональд», ему не удавалось посетить США с официальным визитом. Поэтому, выступая 24 сентября на 79-й сессии Генассамблеи ООН (Нью-Йорк, 24 - 30 сентября 2024 года), он воспользовался трибуной ООН, чтобы высказаться по многим злободневным вопросам (ситуация в Палестине, Украине и т.п.), и его речь вызвала бурные аплодисменты. Посетовал он и на то, что США оказывают поддержку «террористическим организациям», накладывают ограничения на оборонную промышленность Турции, но при этом добавил, что настроен весьма оптимистично по поводу возможности повышения уровня внешнеторгового оборота между США и Турцией от нынешних $30 млрд. до $100 млрд.
Однако о необходимости довести до тех же $100 млрд. товарооборот и с Россией говорится уже много лет, но здесь пока не удается превысить уровень в $37 млрд. Отметив, что Турция является одним из сильнейших союзников по НАТО, г-н Р. Эрдоган в более широком контексте подчеркнул, что его страна серьезно намерена укреплять сотрудничество не только со странами Запада, но и с такими региональными структурами, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и АСЕАН (кажется, лидерство в Организации турецких государств делегировано Баку).
Глава государства Р.Эрдоган счел нужным добавить, что независимо от итогов президентских выборов в США 5 ноября, Турция не изменит позицию по отношению США и продолжит диалог на высоком уровне. Эти высказывания президента Р.Эрдогана вызвали у нас ряд вопросов, с которыми мы и хотим поделиться с читателями:
1) Как на фоне того, что бреши, нанесенные шумихой по поводу приобретения Турцией российских С-400, еще устранены, Турция собирается решить проблемы, препятствующие развитию ее оборонной промышленности?
2) Может ли Вашингтон, одобрение которым дальнейшего развития Турцией своей оборонной промышленности в порядке вещей, чинить для нее определенные препятствия?
3) Какой необходимостью, на фоне утверждений «Мы – сильный член НАТО, развиваем отношения с Западом», продиктовано тяготение к таким союзам, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, в которых усердствует Россия? Что эти страны могут дать Турции, намного опережающей их с точки зрения развития демократии?
Мы желаем успехов президенту Турции, который на ежегодных заседаниях Генассамблеи ООН требует внесения радикальных изменений в деятельность этой организации по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, а также развитию сотрудничества между государствами...
...Как известно, выборы являются лакмусовой бумажкой демократии, и снижение рейтинга правящей партии на всеобщих или дополнительных, президентских, парламентских или муниципальных выборах, усиливает позиции оппозиционных партий.
В этом плане наиболее ярко запомнилось, как в Турции на дополнительных выборах 14 октября 1978 года на 5 мест в парламенте материнская оппозиционная Партия справедливости (председатель – Сулейман Демирель) получила все мандаты, а правительство Б.Эджевита, оказавшись в меньшинстве, подало в отставку.
Другим историческим событием стало то, что на муниципальных выборах 31 марта основная оппозиционная Народно-республиканская партия одержала победу над правящей 22 года партией и установила контроль над всеми крупными органами местного самоуправления страны (85% национального дохода поступает от регионов, которые управляют эти мэрии).
Опытнейшая фигура турецкой политики – Р.Т. Эрдоган, вопреки тому, что 9 июля 2018 года, в корне изменив систему центрального управления страной, добился установления сильного президентского правления, впервые потерпел серьёзное поражение, что говорило о том, что не позднее начала осени оппозиция усилит давление. Чтобы еще в апреле предположить и изложить все это, достаточно было провести по данным вопросами некоторую серьезную работу. Прогнозируя рост давления, мы не забывали о необходимой в подобных случаях осмотрительности, ибо давление могло бы усилиться в конце нынешней осени или не позднее осени следующего года.
Вместе с тем, мы никогда не сомневались, что рано или поздно, этот процесс усилится и, в конце концов, основная оппозиционная партия выверенными тактическими мерами доведёт его до этапа внеочередных выборов. И так как мы об этом много раз писали, то извинившись, хотим еще раз повторить: в одной из исландских саг 4-тысячелетней давности у человека, сказавшего «Бога нет», другой спросил: «А капуста есть?».
Поскольку без улучшения макроэкономических показателей рейтинг ни правительства, ни правящей партии никак не повысить, то после 31 марта процессы привели к упрочению на политической арене Турции положения как дуайена Р. Т. Эрдогана, так 3-х лидеров материнской оппозиции: лидера Народно-республиканской партии (НРП) Озгюра Озеля, председателя муниципалитета Стамбула Экрема Имамоглу и мэра Анкары Мансура Яваша. То есть если Р.Т. Эрдогану, до 31 марта ежедневно обрушивающемуся нападками на тогдашнего лидера НРП Кемаля Кылычдароглу, удавалось с помощью судебных постановлений связывать руки Экрему Имамоглу, то ныне он никак не найдет способа понизить его рейтинг. Поэтому г-на Р. Эрдогана, в первую очередь, интересует вопрос утверждения приговора, вынесенного судом относительно Э.Имамоглу.
Говоря словами гуру политических исламистов Турции, экс-премьер-министра Неджметтина Эрбакана, если Экрема Имамоглу пригласят "связав ему руки, бороться на ковре", то пока еще нельзя предугадать, выиграет ли от этого правящая партия или проиграет.
Поэтому, ожидая решения суда, давайте продолжим внимательно наблюдать за действиями материнской оппозиционной партии.
Написать отзыв