REUTERS/Dilara Senkaya Acquire Licensing Rights
Сложившяся на сегодня картина предельно ясна: если не случится чуда, в первой половине января, как только израильская наземная операция достигнет намеченной цели, будет подписано соглашение о прекращении огня.
Как и в прежние времена, главную партию вновь исполняет Египет, но конъюнктура отличается тем, что на сей раз Катар, оживившись, искусно отыграл назначенные ему роли. Анкара, с самого начала довольно резко вторгшаяся в ситуацию (за 1 день до 100-летия Республики – 28 октября президент Эрдоган смог зазвать на митинг в Стамбуле 1,5 млн. человек), постепенно умерила пыл. И усмотреть в идущих с 7 октября процессах нечто такое, что можно было бы записать в актив Турции, невозможно даже при всем желании.
И теперь встал такой вопрос: если даже на пике могущества своей власти политический ислам не смог воспользоваться отдавшим ему дань «Палестинским топом», способен ли он на что-то другое, кроме обращения к внутренней политике? Нет, и, вероятнее всего, после объявления баллотировавшихся в глав муниципалитетов в начале января рынок внутренней политики взбушуется.
То, что в апогее своей полувековой политической карьеры уважаемый Реджеп Тайип Эрдоган придает муниципальным выборам столь большое значение, непременно войдет анналы мировой политики.
Память о треволнениях г-на Р.Т. Эрдогана 30-летней давности, когда он претендовал на пост мэра Стамбула, нам помогает лучше осознать, насколько развилась турецкая демократия именно благодаря деятельности органов местного самоуправления.
И то, что Эрдоган, сильнейший на сегодня турецкий политик, никак не решится назвать кандидата для участия в муниципальных выборах в Стамбуле, говорит о степени тревожности по поводу новой на них победы. Мы и раньше писали, что, и это может показаться очень претенциозным, но провал на выборах мэра Стамбула, для победы в которых лидер ПСР и Турции Р. Эрдоган приложит все свои силы, было бы для него тяжелее поражения на президентских выборах. И поэтому надо правильно понимать суть сентенции политических обозревателей о том, что «выборы в Стамбуле пройдут между Эрдоганом и Имамоглу».
Конечно, демократии в Турции повредит, то, что г- н Эрдоган, используя все ресурсы, предоставляемые не только партийной, но и государственной властью, в который раз развернет против кандидата от оппозиции тотальную войну. Конечно, он прекрасно понимает, что в сложившейся ситуации тайные указания суду ужесточить наказания Э.Имамоглу может вызвать бойкот выборов.
С другой стороны, например, отстранение Имамоглу от марафона в феврале или марте и наложение запрета на его политическую деятельность может в недалекой перспективе трансформироваться в аргумент в пользу Имамоглу. То есть если Эрдоган, лишенный в марте 1999 года должности и возможности заниматься политикой, сегодня сочтет, что Экрем Имамоглу заслуживает такой же судьбы, то это будет, если хотите, своеобразным «вторым вхождением в одну и ту же реку».
Ну а если посмотреть на ситуацию с позиций фронта Имамоглу, то можно заметить, что он уже не просто политик, но лицо, претендующее на управление государством. И повторное переизбрание его с огромным отрывом после отмены победы на выборах мэра Стамбула была реакцией электората на ошибку столь опытного политика, как Тайип Эрдоган.
Так что всей Турции ясно: Имамоглу, отозвавшийся на все угрозы и запугивания экс-главы МВД Сулеймана Сойлу в его же манере, за эти 4,5 года являлся не только думающим мэром Стамбула, но сначала дизайнировал материнскую оппозиционную партию, а затем претендовал на пост ее председателя, а сейчас метит в президенты. Вот почему муниципальные выборы 31 марта серьезно скажутся на положении как Имамоглу как мэра Стамбула, так и основной оппозиционной Народно-республиканской партии.
В этом плане, не составит исключение и политическое будущее Озгюра Озеля, который с первого дня своего избрания председателем партии предпочел вступить в острейшую полемику с главой ПСР и государства Р. Эрдоганом.
Вопреки раздробленности – из-за бессмысленного упрямства не видящей дальше своего носа лидера партии IYI Мераль Акшенер – оппозиции, идущей на выборы 14/28 мая блоком, политика, проводимая и основной оппозиционной партии, и Имамоглу, рано или поздно, вернет Акшенер в ряды альянса. Или же большинство членов и адептов партии IYI, не повинуясь Акшенер, поддержат материнскую оппозиционную партию и готовые вступить с нею в союз политические организации.
Такое развитие событий приведет к вытеснению Партии IYI из турецкой политической арены. Вот почему не стоит свысока смотреть на «муниципальные выборы». 31 марта может перевернуть все вверх дном в турецкой политике. Конечно, имеются в виду потерпевшие поражение.
Но и также все без разбору, что власть, что оппозиция.
Спрошу, пока не запамятовал: а разве в декабре в Азербайджане не должны были состояться муниципальные выборы?
Написать отзыв