Ашхабадская декларация: что дальше?
После того, как 1 мая в Ашхабаде министры энергетики Азербайджана, Турции, Туркменистана и вице-президент ЕК по энергетическим вопросам подписали совместную декларацию в Азербайджане, многие СМИ расценили это событие как, “присоединение Туркменистаном к проекту Транскаспийского газопровода и его готовность прокачать свой газ через азербайджанскую инфраструктуру в Европу”.
Однако, агентство Turan внимательно изучив подписанный документ в Ашхабаде и проанализировав поведение высшего руководства Туркменистана, пришло к мнению, что не стоит делать преждевременные выводы. Потому что ситуация развивается стремительно и всегда имеются разные варианты.
Во-первых, в самой Декларации участниками отмечено, что для обеспечения принципов равноправия и взаимной выгоды в совместной деятельности будет целесообразным установление соответствующих коммерческих рамок, которые согласно международным правовым актам и законодательству Европейского Союза будут нацелены на поддержание долгосрочных поставок природного газа из Туркменистана в Европу.
Кроме того, стороны пришли к консенсусу о возможности создания Корпорации по развитию экспорта (Caspian Development Corporation) туркменского газа в Европу. Кроме того, стороны, одобрили консультации, проведенные с международными газовыми компаниями в контексте исследований по определению соответствующих условий и параметров, необходимых для создания и эффективного функционирования такой Корпорации.
То есть вышеназванные детали указывают, что до Первомайской встречи была проведена определенная работа и в результате этой работы ЕК предложила туркменской стороне некую “дорожную карту”.
Во-вторых, этот план, по всей вероятности, совпал с общими интересами руководства Туркменистана, в результате чего, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович сделал свое сенсационное заявление для Reuters: Европа получит туркменский газ уже в 2019 году.
В-третьих, Еврокомиссия пока не уверена, что туркменский газ получит именно через Транскаспийский газопровод и Азербайджан. Потому что они трезво оценивают риски России на Каспии и отдают себе отчет, какие противостояния могут быт в газовом вопросе, если ЕС откажется принять российский газ по “турецкому потоку”. Скорее всего, Шефчович по этой причине, еще назвал доставку туркменского газа через Иран.
В-четвертых, 1 мая после встречи “четверки” президент Туркменистана принял по министров энергетики Азербайджана и Турции Натига Алиева и Танера Йылдыза. С каждым он очень тепло говорил, детально обсуждал двухсторонние энергетические проекты и т.д. Однако, Гурбангулы Бердымухаммедов высокопоставленным чиновником ЕС встретился до начала заседания “четверки”.
То есть, если проследить всю цепочку, представитель ЕС играл роль “первой скрипки” как до заседания, во время заседания и после него. Для Ашхабада же нужно это – Туркменистан не желает заниматься в одиночку вопросами безопасности трубопроводов и все время на помощь зовет международных организаций. –12А--
-
- Культура
- 4 май 2015 19:54
Экономика
-
По данным Государственного таможенного комитета, за первые одиннадцать месяцев этого года Азербайджан перевез по железной дороге 6,96 млн тонн грузов на сумму $3,01 млрд . Это на 4% меньше по объему и на 10,1% меньше по стоимости по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
-
Кабинет министров Азербайджана утвердил ряд положений, регулирующих одобрение соглашений в соответствии с законодательством страны о конкуренции, направленных на содействие соблюдению правовых норм и повышение прозрачности рынка.
-
Амбициозная программа Азербайджана по восстановлению территорий, освобожденных от армянской оккупации, привлекает внимание из-за широкого использования методов закупок из одного источника, что вызывает обеспокоенность по поводу прозрачности и коррупции.
-
Азербайджан зафиксировал рост импорта пшеницы на 2% с января по ноябрь 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года, что подчеркивает его постоянную зависимость от внешних источников для удовлетворения внутреннего спроса. Этот рост происходит на фоне заметного снижения внутреннего производства пшеницы, которое сократилось на 148 100 тонн в 2024 году, что усиливает потребность в импортных поставках.
Написать отзыв