Президент Азербайджана Ильхам Алиев с опозданием в 1 квартал 3 апреля утвердил план мероприятий по реализации своего же январского распоряжения, объявившего 2015 год "Годом сельского хозяйства".
Правительству поручено обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и решить другие вопросы, вытекающие из распоряжения. Практически на реализацию годичной программы отводится 9 месяцев, а важный зимний период реализации идеи упущен.
Распоряжение было принято 12 января, но «Год сельского хозяйства» был анонсирован в конце 2014 года. Это решение продиктовано необходимостью ускорения развития сельского хозяйства и его модернизации, обеспечения систематического и комплексного подхода к решению существующих в аграрном секторе проблем, а также выгодного привлечения в эту сферу административных и финансовых ресурсов государства.
По чьей вине было задержано утверждение плана мероприятий, не сообщается, однако известно, что на его подготовку Кабинету министров и Минсельхозу был отведен один месяц.
Как сообщает Turan, в 2014 году объем сельскохозяйственного продукта в Азербайджане составил в фактических ценах 5 млрд. 225,8 млн. манат. В сопоставимых цифрах его объемы сократились на 2,6%, а производство в растениеводстве вообще сократилось на 8,3%, несмотря на поддержку государства. Специалисты связывают эту тенденцию не только с неблагоприятными погодными условиями, но и с низкой рентабельностью хозяйств. В результате этого в прошлом году валовый продукт растениеводства уступил место животноводству.
Производство мяса в живом весе (505,5 тыс. тонн) выросло на 1,7%, молока (1 млн. 855,6 тыс. тонн) – 3,3%, яиц (1 млрд. 562,7 млн. штук) – 11,5%. Мясо начало даже экспортироваться.
А вот производство зерновых и зернобобовых культур сократилось на 12,7%, а пшеницы было собрано на 444тыс. тонн меньше чем в 2013 году.
Спад был практически по всей линейке продукции растениеводства. В овощеводстве - на 3,9%, в производстве фруктов на 0,5%. И уже совсем резкий спад в производстве картофеля: с 992,8 тыс. тонн в 2013 году до 758,5 млн. тонн. Больше стало лишь арбузов и дынь (441 тыс. тонн, +2,6%). Может это отчасти объясняет, почему наше фермерство не смогло воспользоваться в середине года открывшимся российским рынком и занять в нем нишу. Хотя, в любом случае, оно столкнулось, видимо, и с таможенными барьерами, причем на нашей стороне, отмечают аналитики Turan.
Очевидно, что ситуацию в этом очень перспективном секторе надо решительно менять. И главная проблема здесь – производительность труда. Известно, что по этому показателю Азербайджан отстает от стран еврозоны почти в 40 раз. В ЕС в аграрном секторе занято 4,7% населения, а в Азербайджане - 40% трудоспособного населения. Причина этого известна - развитие сельского хозяйства в нашей стране почти всегда было экстенсивным и избавиться от этого непросто. Дело здесь не только в низкой культуре фермерства. Фермер сегодня зажат между двумя жерновами – исполнительной властью и крупным капиталом, который победно пришел в аграрную переработку и стал создавать агрохолдинги.
Видя сложную ситуацию в секторе, президент объявил 2015 год Годом сельского хозяйства. Следом принята уже третья программа развития регионов - до 2018 года. Есть, видимо, надежды, что это как-то всколыхнет сектор.
Аналитики считают, переломить ситуацию может только модернизация инфраструктуры села и, скорее всего, с участием иностранных инвестиций и технологий. За столько лет развития иностранный капитал и технологии появились только в тех секторах АПК, которые связаны с переработкой, да и то в ограниченном масштабе. Вряд ли кто-то может объяснить, почему не состоялась идея создания крупных фермерских кооперативов. «Агролизинг» полностью дискредитировал себя в прошлом году, но всю проблему спустили на тормозах. Президент и сам жалуется на хищение субсидий сектору, несправедливое распределение средств НФПП. Может быть, реальной поддержкой в таком контроле могли стать муниципалитеты или сельские общины. И, вообще, часть инициатив в этом секторе должна идти снизу вверх.
Возможно, государство все-таки делает ставку на создание крупных агрохолдингов и считает фермерство несостоятельным. Но тогда об этом надо объявить вслух. Системной объявленной политики в этом секторе все еще нет.
Объем проблем накопившихся в секторе уже критический. Острейшая проблема – засоленность почв. Но кто может объяснить, почему при таком объеме ирригационных работ в стране эту проблему никак не удается решить. Прошлый год был и интересен и в том отношении, что Россия , потеряв часть импорта, предложила приступить к созданию СП между российскими и азербайджанскими компаниями, чтобы обеспечить беспрепятственный ввоз в Россию азербайджанской аграрной продукции. Этот был шанс для нашего фермерства выйти на большой рынок, занять там свою нишу. Но здесь ничего не произошло, кроме разве роста экспорта яблок в Россию.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в конце прошлого года подписал указ о мерах по усовершенствованию управления аграрной сферой и ускорению институциональных реформ, предусматривающих, в том числе, и создание в стране агропарков. В развитие этой идеи Минсельхоз предложил привлечь Нидерланды и даже провел переговоры по этому вопросу. Но голландских фермеров пока на горизонте не видно. И, заметим, такое случалось и раньше: хорошая идея, а результат нулевой. Уже десятилетие говорят о том, что стране нужен специализированный Агробанк, а где он? Никак не получает развития и идея страхования сельскохозяйственных кредитов, чтобы фермер получил доступ к финансовым средствам. Только сейчас вводится понятие движимого имущества, которое расширит залоговую базу для получения кредитов.
Словом, государство должно активно включиться в системную работу по воссозданию полноценного аграрного сектора, не упуская ни одну серьезную проблему. Возможно, все проблемы этого сектора начались с простой подмены: понятие концепцию развития села поменяли на несколько абстрактное понятие развития аграрного сектора, отмечает Turan.—0—
Написать отзыв