Время высоких цен на нефть трудно назвать счастливой полосой в экономике Азербайджана. Да, экономика росла и не подпала под полное влияние этой экономической болезни, в частности, успешными были меры по стерилизации нефтедолларов. Уровень жизни населения заметно повысился после середины прошлого десятилетия. Однако, ненефтяной сектор очень долго оставался вне внимания правительства: почивающее на нефтедоходах правительство не смогло избежать многих последствий «голландского синдрома».
Известно, что нефтяные деньги притупляют экономическую инициативу, лишают экономику «поисковой активности». Расточительность, неэффективность экономики становилась все более очевидной. Не хочется даже использовать набившие оскомину слова: монополии, коррупция, подавление конкуренции. Только в последние несколько лет стали заметны попытки властей восстановить ненефтяной сектор промышленности, избавить экспорт от кабальной нефтяной зависимости. Предпринимаются интенсивные попытки провести реиндустриализацию экономики, создаются промышленные зоны, кварталы. С другой стороны, финансовых средств для поддержания подобных инициатив стало меньше по причине снижения нефтяных доходов страны. Скептики говорят, что золотое время для реформирования экономики уже упущено. Словом, в экономике уже открыто дают о себе знать проблемы, которые прежде «покрывались» нефтедолларами. Некоторые не связаны напрямую с экономической политикой властей. Если говорить о нефтегазовом рынке, то здесь нет вины правительства: на мировом нефтегазовом рынке пошли сложные процессы, которые было трудно прогнозировать. Правда, и здесь не стоило бы тянуть с обновлением нефтеперерабатывающей отрасли. А оно затянулась.
Рост ВВП за треть года (5%) носил такой же характер, как и в 2008 году. При ближнем рассмотрении очевидно, что это снова рост за счет сравнения этого показателя в сопоставимых ценах. В номинальном денежном выражении ВВП снижалось. Инвестиции пошли в рост, но это в заметной степени связано с реализацией нефтяных проектов. Кризисные явления прослеживаются по всем секторам экономики. ЦБА заявил, что в первом квартале денежно-курсовая политика была осуществлена в соответствии с новыми факторами, возникшими в платежном балансе и на валютном рынке. Платежный баланс неуклонно ухудшался. А вся курсовая политика была направлена на укрепление стратегической устойчивости и международной платежеспособности страны. ЦБА работает над внедрением новых операционных рамок по денежной политике. В заявлении банка также подчеркивается, что в I квартале 2015 года наблюдалась однозначная инфляция, цены на основные потребительские товары сохранены на приемлемом уровне. Инфляция за треть года составила 3,1%.
Главный вопрос по нынешней ситуации в экономике звучит просто. Переживает ли она системный кризис или это временные трудности, которые будут преодолены. Похожий вопрос стоял и в России. Когда там в конце прошлого года разразился кризис многие экономисты сошлись на том, что снижение нефтяных цен стало лишь триггером. Экономика все равно шла к кризису, потому что была недостаточно реформирована. Это в политике можно говорить об особом духе общества, но не в экономике. Ее законы по-своему неотвратимы. Появились признаки того, что экономика все-таки входит в системный кризис.
Общество было буквально взбудоражено огромными кредитами , которые брали в МБА так называемые «кредитные олигархи». По этому делу было привлечено 43 человека. Лишь часть полученных кредитов имела отчетливое производственное предназначение. История возврата примерно 110 миллионов манат после долгих бесед в «бандотделе» остается загадочной. Скорее всего, эти деньги можно было вернуть, просто вызвав этих именитых заемщиков «на ковер» в президентский аппарат. Возможно, этой истории специально придали общественный резонанс. Возможно, «кредитные олигархи», и правда, могли сбежать из страны. А «показательная порка» должна была доказать, что власть способна достать любого олигарха. Но эта история стала тянуть за собой всю экономику. Многие предприятия этих «суперзаемщиков» закрылись. что, кстати, тоже говорит о спонтанности решения. Если бы эту историю не спустили на тормозах, то она могла бы окончательно подорвать доверие к крупнейшему государственному банку страны. В любом случае, эта «неоконченная» история показывает, как плохо, когда создаются привилегированные касты вокруг власти. Даже часть кредитных средств, о которых сейчас толкуют, могли бы вызвать взрывной рост малого и среднего бизнеса. И это было бы куда лучше для экономики, чем утопии вроде «Хазар айландс».
За этими странными арестами последовал пожар в многоэтажном доме. Помимо человеческой драмы, он еще обнажил монопольную сущность системы, сложившейся в строительном секторе. Ведь материалы облицовки поставляли практически одни и те же компании. В экономике надо что-то решительно менять, иначе в ней все время будут подобные системные сбои. «Профилактических» отраслевых реформ теперь явно недостаточно. И не случайно говорят о том, что летом может быть обнародован целый пакет антикризисных мер правительства для экономики.
Продолжение следует
Написать отзыв